Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Метафорическое представление Kunde (клиента) в экономическом дискурсе (на примере немецкого и русского языков)

Авторы: А. А. Шереметьева, И. Н. Зырянова

В рубрике Языкознание

Выпуск 4, 2016Страницы 152-161
УДК: 811.112.2DOI: 10.17223/18137083/57/14

Аннотация: Работа представляет исследование процесса метафоризации концепта KUNDE (клиент) как составляющей понятия homo economicus в экономическом дискурсе русской и немецкой лингвокультур. Рассматривается само понятие «экономический дискурс», сфера его применения и основные характеристики, одной из которых является метафорическая составляющая. В ходе анализа метафорического образа Kunde в текстах экономического дискурса авторами выделяются различные сферы-источники метафоризации: «Театр», «Охота», «Животный мир», «Механизм». Метафорическое представление homo economicus составляет такие коммуникативные типажи, как клиент, предприниматель, продавец, консультант, посредник. В статье подробно анализируется и сравнивается метафорический образ «клиент», представленный атрефактной и зооморфной метафорами, который встречается в текстах данного типа дискурса. Авторами детально рассматриваются общие и характерные особенности метафорических представлений в экономическом дискурсе в немецком и русском языках.

Ключевые слова: экономический дискурс, концептуальная метафора, метафоризация

Список использованной литературы:

Зубкова О. С. Специфика функционирования медицинской метафоры и медицинской метафоры-термина в индивидуальном лексиконе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 84–89.

Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166–205. URL: http://philologos.narod.ru/ling/karasik.htm (дата обращения 23.06.2015).

Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. М.: Гнозис, 2007. 421 с.

Махницкая Е. Ю. Метафора в профессиональном языке экономистов // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания: В 2 ч. Ростов н/Д, 2001. Ч. 2. С. 67–71.

Психология: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 584 с.

Телешева И. В. Политическая ситуация как сфера-магнит для морбиальной метафоры в российских и американских СМИ // Лингвистика: Бюл. Урал. лингвистического о-ва. Т. 14 / Отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2004. С. 97–107.

Ульман Ст. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1970. С. 278–281.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 238 с.

Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 248 с.

Шмелева Т. В. Морбуальная оптика // Лингвистика: Бюл. Урал. лингвистического о-ва. Т. 7 / Отв. ред. В. И. Томашпольский, А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2001. 194 с.

Baldauf Ch. Metapher und Kognition: Grundlagen einer neuen Theorie der Alltagsmetapher. Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien; Lang, 1997. S. 196–201.

DDU – Duden Deutsches Universalwörterbuch / Hrsg. und bearb. vom Wiss. Rat und den Mitarb. der Dudenred. 3., völlig neu bearb. und erw. Aufl. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1996. 1005 S.

Grimm J., Grimm W. Deutsches Wörterbuch. Leipzig: S. Hirzel Verl., 1854–1960. URL: http: //germa 83.uni-trier.de/DWB/dwb.html (дата обращения 10.06.2015).

Jäkel O. Metaphern in abstrakten Diskurs-Domänen: Eine kognitiv-linguistische Untersuchung anhand der Bereiche Geistestätigkeit, Wirtschaft und Wissenschaft. Hamburg: Hamburg Univ., 1996. 349 S.

Medienporträt // Markt. 1997. 11. S. 18.

Sywottek Ch. Was ist cool? // Brand eins. 2005. No. 2. URL: https://www.brandeins.de/ archiv/2005/marke/was-ist-cool/

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН