Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Особенности функционирования одного эпитета в якутском и алтайском эпических текстах

Авторы: Раиса Васильевна Корякина

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

В рубрике Фольклористика

Выпуск 1, 2022Страницы 36-47
УДК: 398.2 (=512.151/.157)DOI: 10.17223/18137083/78/3

Аннотация:

Рассмотрены эпитеты тимир (як.) – темир (алт.) ‘железныйʼ в текстах якутского и алтайского эпосов в сравнительном аспекте. Впервые проводится комплексный анализ частоты употреблений, семантической нагруженности, состава определяемых слов и функционирования данных эпитетов в якутском олонхо и в алтайском эпосе (кай чӧрчӧк) в сопоставлении. Использованы метод контекстуального анализа, анализа словарных дефиниций, количественные методы, а также индуктивный метод. В ходе исследования выявлено много сходного, что, по всей вероятности, объясняется генетической общностью двух народов. Установлены также различия: например, в алтайском эпосе эпитет темир является постоянным эпитетом родового дерева – стоствольного тополя, приобретает коннотацию ‘вечноживойʼ и служит для его идеализации как жизнеутверждающего символа алтайского народа, а в якутском олонхо является важным средством для создания картины неживой природы Нижнего мира и др.

Ключевые слова: эпос, олонхо, алтайский эпос кай чӧрчӧк, эпитет, денотативное значение, коннотатив- ное значение, эпическая формула, определяемое слово, богатырь айыы, алып

Список использованной литературы:

Архипов Н. Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. 192 с.

Габышева Л. Л. Символическое значение номинаций металлов в эпосе якутов и других тюркских народов // Вестник СВФУ. 2012. Т. 9, № 3. С. 115–120.

Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

Макаров Д. С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1983. 120 с.

Мелетинский Е. М. «Общие места» и другие элементы фольклорного стиля в эддической поэзии. URL: https://www.studmed.ru/meletinskiy-em-obschie-mesta-i-drugie-elementy-folklornogo-stilya-v-eddicheskoy-poezii_986af5df450.html (дата обращения 25.05.2020).

Невелева С. Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса: эпитет и сравнение. М.: Наука, 1979. 136 с.

Николаев А. А. Тайная история саха. Якутск: Бичик, 2015. Кн. 1. 112 с.

Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. М.: АН СССР, 1958. Т. 1. Стб. 1–1280; 1959. Т. 2. Стб. 1281–2508; Т. 3. Стб. 2509–3858.

Пухов И. В. Алтайский народный героический эпос // Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973. С. 8–60.

Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. филиал, 2004. 328 с.

Пухов И. В. От фольклора к литературе. Сборник статей. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1980. 128 с.

Роббек Л. В. Лексико-семантические особенности языка якутского героического эпоса олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 140 с.

Суразаков С. С. Алтайский героический эпос и сказание «Маадай-Кара» // Си-бирский педагогический журнал. 2006. № 3. С. 106–121.

Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. 255 с.

Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика. Якутск: Сахапечать, 2016. 104 с.

Эбель А. В. Древняя и средневековая металлургия Горного Алтая // Мир Большого Алтая (World of Great Altay). 2017. № 3 (4). С. 549–562.

Дьулуруйар Ньургун Боотур = Нюргун Боотур Стремительный: [олонхо] / Текст К. Г. Оросина. Якутск: Госиздат ЯАССР, 1947. 409 с. (на якут. и рус. яз.)

Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо / [Сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов]. М.: Наука, 1985. 605 с. (на якут. и рус. яз.).

Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1993. 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока) (на якут. и рус. яз.).

Маадай Кара. Алтайский героический эпос / Сказитель А. Г. Калкин. М.: Нау-ка, 1973. 474 с. (на алт. и рус. яз.).

Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука, 1996. 440 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 10) (на якут. и рус. яз.)

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН