Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: СОВРЕМЕННАЯ СЮЖЕТОЛОГИЯ И БУЛЬВАРНЫЙ РОМАН

Авторы: М. Р. Арпентьева

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 21-31
УДК: 81.37 + 821DOI:

Аннотация: Статья посвящена результатам эмпирического и теоретического исследования бульварного романа, его функций в современной культуре и жизни, анализу сюжетов «мужских» и «женских» бульварных романов. Бульварный роман не представляет собой гомогенной группы, в частности в него входят две основные подгруппы: «романы для женщин» (романы о любви) и «романы для мужчин» («экшн-детективы»). Сравнение этих подгрупп показало сходство сюжетов бульварных романов как «формульных историй». Оно также продемонстрировало, что многочисленные вариации одного сюжета в интерпретациях разных авторов позволяют рассматривать бульварный роман как специфический «гипертекст», смысл которого обнаруживается во взаимодействии и взаимном наложении отдельных текстов. Функция бульварного романа как явления заключается в трансляции массовому читателю некоторых базовых эффективных моделей отношений и поведения в повседневных и кризисных ситуациях – личной и профессиональной жизни, в обучении этим моделям. Многие из моделей в разной мере открыто описывают психотерапевтически ориентированные отношения, построенные на основе профессиональных мифов и представлений врачей и психологов, социологов и философов, филологов и антропологов о развитии личности и ее отношений.

Ключевые слова: бульварный роман, формульная история, психотерапевтические отношения, мифы, модели поведения, массовая культура, сюжет, сюжетология

Список использованной литературы:

1. Косолапов М. Бонд – мифогенетический анализ // Искусство кино. 2000. № 4. С. 52–58.

2. Тарханова К. Дамский роман // Искусство кино. 2000. № 6. С. 118–119.

3. Арпентьева М. Р. Бульварный роман: повседневные и профессиональные психотерапевтические отношения // Масова література: проблема інтерпретації, змісту та форми: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. Миколаїв, 2015. С. 10–12.

4. Арпентьева М. Р. Межличностные отношения в «бульварных романах» // Культурологічний альманах. Вінниця: ТОВ Нілан-ЛТД, 2015. Вип. 1: Ціннісні зміни молоді та сучасні форми культуротворчості. С. 117–122.

5. Андриянова И. А. Бульварный роман: специфика, сюжет, выразительные средства // Тр. Псковского политехнического института. 2006. № 10.1. С. 53–55.

6. Cawelti J. Adventure, Mystery and Romance: Formula stories as Art and Popular Culture. Chicago; London, 1976.

7. Бочарова О. Формула женского счастья: заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 292–302.

8. Цукерман А. Как написать бестселлер: рецепт приготовления суперромана, которым будут зачитываться миллионы. М.: Армада, 1997.

9. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

10. Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 67.

11. Жеребкина И. «Прочти мое желание»: постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

12. Вайнштейн О. Б. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 303–331.

13. Долинский В. «...когда поцелуй закончился» (о любовном романе без любви) // Знамя. 1996. № 1. С. 235–238.

14. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–65.

15. Козлов Е. В. Серийность в паралитературе: интратекстуальные образования и издательские серии // Массовая литература на рубеже XX–XXI веков: человек и его дискурс: Сб. науч. тр. М.: Азбуковник, 2003. С. 201–211.

16. Кузьмина Н. А. Феномен массовой литературы в свете теории интертекста // Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России. СПб., 2009. С. 11–20.

17. Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня: Учеб. пособие для вузов. М.: Флинта, 2008. 424 с.

18. Черняк М. А «Новые сказки» о Золушке: типологические черты русского любовного романа рубежа XX–XXI веков // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 7. С. 115–129.

19. Поршнева А. С., Бороненко А. В. Зарубежный «роман о Золушке»: к истории вопроса // Вестн. Чуваш. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 341–351.

20. Улыбина Е. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта: единство и многомерность субъектообразующей социальной эволюции / Отв. ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2004. С. 538–555.

21. Поршнева А. С., Бороненко А. В. К проблеме рецепции зарубежного любовного романа в России // Вестн. Чуваш. гос. ун-та. 2012. № 1. С. 291–295.

22. Bottingheimer R. B. Grimms Bad Girls and Bold Boys: The Moral and Social Vision of the Tales. New Haven: Yale UP, 1987. 234 p.

23. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1999. 432 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН