Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Пьесы Чехова как основа метатеатральных спектаклей 2010-х годов

Авторы: О. Н. Купцова, Е. К. Созина

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Государственный институт искусствознания, Москва, Россия; Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург, Россия; Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 280-297
УДК: 82.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-280-297

Аннотация: Драматургия Чехова сохраняет свою постоянную популярность на протяжении всего ХХ в., имеет непрерывную сценическую историю. В современном театре она выступает в нескольких качествах: 1) как литературная основа для театрального действия, тщательно сохраняемая режиссером (традиционалистский подход); 2) как материал, который может и должен быть адаптирован, осовременен, приспособлен к актуальному кругу острых проблем и к сегодняшнему сценическому языку (авангардный, постдраматический подход). Сегодня можно говорить о переходе чеховской драматургии в разряд прото- и метатекста. В статье рассматриваются наиболее яркие примеры театральных постановок последних лет, демонстрирующие отношение к чеховской драме как к своего рода «прототексту» или «метатексту». Это, в частности, постановки Александринского театра (режиссер А. В. Жолдак), театров «Около дома Станиславского» (режиссер Ю. Н. Погребничко), «Красный факел» (Новосибирск, режиссер Т. В. Кулябин), «Коляда-театр» (Екатеринбург, режиссер Н. В. Коляда), оперы «Три сестры» венгерского композитора Петера Этвёша (Екатеринбург, режиссер Кристофер Олден).

Ключевые слова: А. П. Чехов, драматургия, прототекст, метатекст, театральные постановки, современный театр, режиссер

Список литературы:

Джурова Т. Апокалипсис масс // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. Н. Исаевой. М.: ADCdesign, 2013. 311 с.

Маряхина Е. А. Смыслообразующие функции художественной детали: вариативность режиссерских прочтений: Магистерская диссертация. М.: РГГУ, 2020. 204 с.

Петер Этвёш. Три сестры: опера в трех последовательностях / Ред.-сост. А. Рябин, Б. Королёк. Екатеринбург: Урал. Опера. Балет, 2019. 150 с.

«По ту сторону занавеса». Спектакль Андрия Жолдака. Программа спектакля. СПб.: Александринский театр, 2016. 4 с.

Синицкая А. Метадрама // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / Общ. ред. С. Лавлинский, Л. Мних. Siedlce: IKRiBL, 2019. С. 160–170.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд., доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 492 с.

Таршис Н. Наша сакура // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/.

Щербакова Н. Г. Ритуальность как элемент в театральной эстетике Николая Коляды // Театрон. 2013. № 1 (11). С. 77–85.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН