|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Принципы гротескной композиции Гоголя в сценарии Ю. Н. Тынянова и фильме «Шинель» Авторы: Огудов Сергей Александрович Новосибирский государственный педагогический университет В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена реализации формалистской концепции гротеска в сценарии Ю. Н. Тынянова «Шинель» и снятом на его основе фильме. Во внимание принят композиционный аспект гротеска, который реконструируется исходя из научных работ формалистов о Гоголе. В этих работах отсутствие телеологических предпосылок позволяет наделить композицию свойствами гротеска. Такая композиция представляет собой контрастное асемантическое сопоставление фрагментов текста, которое с точки зрения эстетики восприятия ориентировано на сенсибилизирующий эффект. В сценарии и фильме это проявилось как «удвоение» истории Башмачкина с контрастным сопоставлением различных событий, персонажей, предметов, а так же как рекомбинация гоголевских мотивов. Включившись в эти связи, гротеск приобрел эволюционное значение. В целях анализа он рассматривается нами в качестве кода, необходимого для понимания сценария и фильма. Ключевые слова: формализм, кинематограф, гротеск, код, композиция, сюжет, монтаж Список использованной литературы: Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа // Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. С. 189–227. Виноградов В. В. Натуралистический гротеск (сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. C. 5–44. Жук. О. А. ФЭКС. От «Женитьбы» к «Шинели» // Имена. События. Школы: Страницы художественной жизни 1920-х годов. СПб., 2007. Вып. 1. С. 52–70. Левченко Я. С. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. М., 2012. Сухих С. И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Н. Новгород, 2001. Тамарченко Н. Д. Композиция // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 102–103. Тынянов Ю. Н. Либретто кинофильма «Шинель» // Из истории Ленфильма. Л., 1973. Вып. 3. С. 78–80. Ханзен-Леве О. А. Русский формализм: методологическая реконструкция на основе принципа отстранения. М., 2001. Цивьян Ю. Г. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино. М., 2010. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика. Пг., 1919. С. 151–165. Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |