Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Принципы гротескной композиции Гоголя в сценарии Ю. Н. Тынянова и фильме «Шинель»

Авторы: Огудов Сергей Александрович

Новосибирский государственный педагогический университет

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2014Страницы 90-97
УДК: 80 + 7.0 + 791.43DOI:

Аннотация: Статья посвящена реализации формалистской концепции гротеска в сценарии Ю. Н. Тынянова «Шинель» и снятом на его основе фильме. Во внимание принят композиционный аспект гротеска, который реконструируется исходя из научных работ формалистов о Гоголе. В этих работах отсутствие телеологических предпосылок позволяет наделить композицию свойствами гротеска. Такая композиция представляет собой контрастное асемантическое сопоставление фрагментов текста, которое с точки зрения эстетики восприятия ориентировано на сенсибилизирующий эффект. В сценарии и фильме это проявилось как «удвоение» истории Башмачкина с контрастным сопоставлением различных событий, персонажей, предметов, а так же как рекомбинация гоголевских мотивов. Включившись в эти связи, гротеск приобрел эволюционное значение. В целях анализа он рассматривается нами в качестве кода, необходимого для понимания сценария и фильма.

Ключевые слова: формализм, кинематограф, гротеск, код, композиция, сюжет, монтаж

Список использованной литературы:

Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа // Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. С. 189–227.

Виноградов В. В. Натуралистический гротеск (сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. C. 5–44.

Жук. О. А. ФЭКС. От «Женитьбы» к «Шинели» // Имена. События. Школы: Страницы художественной жизни 1920-х годов. СПб., 2007. Вып. 1. С. 52–70.

Левченко Я. С. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. М., 2012.

Сухих С. И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Н. Новгород, 2001.

Тамарченко Н. Д. Композиция // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 102–103.

Тынянов Ю. Н. Либретто кинофильма «Шинель» // Из истории Ленфильма. Л., 1973. Вып. 3. С. 78–80.

Ханзен-Леве О. А. Русский формализм: методологическая реконструкция на основе принципа отстранения. М., 2001.

Цивьян Ю. Г. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино. М., 2010.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика. Пг., 1919. С. 151–165.

Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН