Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Функции мольеровского кода в романе К. Вагинова «Гарпагониана»

Авторы: Г. А. Жиличева

Новосибирский государственный педагогический университет

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2018Страницы 94-105
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/64/9

Аннотация: Анализируются особенности интертекста в романе К. Вагинова «Гарпагониана» (1933), выявляется семантический ореол, связанный с сюжетом коллекционирования. Выдвигается концепция, согласно которой персонаж комедии Мольера, Гарпагон, определяет не только название романа, но и служит отправной точкой для создания цитатно-аллюзивного поля, включающего отсылки к литературным произведениям о герое-скупце. При этом используются как тексты предшественников Мольера (Плавт), так и тексты его последователей (Н. В. Гоголь). Кроме того, концепт «мертвой вещи» имеет аналоги в современной Вагинову литературе «второго авангарда» (Д. Хармс, А. Введенский). Делается вывод о том, что коллекция становится метапоэтической эмблемой повествования-палимпсеста, собирающего слои культурных смыслов.

Ключевые слова: К. Вагинов, «Гарпагониана», «Скупой», интертекст, мольеровский код, герой-скупец, вещь, коллекция

Список использованной литературы:

Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени. Эссе о культуре и литературе: Пер. с нем. и фр. / Сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. СПб.: Symposium, 2004. С. 47–234.

Буренина О. Д. Литература – «остров мертвых» (Николай Бердяев, Константин Вагинов, Владимир Набоков) // Буренина О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. СПб.: Алетейя, 2005. С. 249–362.

Вагинов К. К. Полное собрание сочинений в прозе / Сост., вступ. ст. и примеч. Т. Л. Никольской, В. И. Эрля. СПб.: Академический проект, 1999. 590 с.

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. Т. 7, кн. 1: Мертвые души: Поэма / Подгот. текстов и коммент. Н. Л. Виноградской, П. Ю. Гуревича, Е. Е. Дмитриевой и др.; отв. ред. тома Ю. В. Манн. М.: Наука, 2012. 805 с.

Гольденберг А. Х. Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя // Изв. ВГПУ. 2006. № 3. С. 101–107.

Гриффитс Ф., Рабинович С. Третий Рим: Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака). СПб.: Изд. дом Ивана Лимбаха, 2005.

Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 469 с.

Казарина Т. В. Три эпохи русского авангарда. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2004. 620 с.

Липовецкий М. Н. Паралогии. Трансформация (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М.: НЛО, 2008. 848 с.

Литвинюк М. А. Балаганный трагикомизм в романах К. Вагинова «Козлиная песнь», «Труды и дни Свистонова», «Бамбочада» и «Гарпагониана»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 215 с.

Мольер Ж.-Б. Скупой / Пер. В. С. Лихачева // Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Искусство, 1987. С. 48–111.

Плавт. Клад / Пер. А. Артюшкова // Плавт. Комедии: В 2 т. Т. 1. М.: Искусст- во, 1987. С. 139–190.

Подорога В. А. Мимесис II. М.: Культурная революция, 2011. 608 с.

Сандомирская И. И. Голая жизнь, злой Бахтин и вежливый Вагинов: «трагедия без хора и автора» // Telling forms. 30 essays in honour of P. A. Jensen. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 2004. Р. 340–356.

Сегал Д. М. Литература как охранная грамота // Сегал Д. М. Литература как охранная грамота: Сб. ст. М.: Водолей Publishers, 2006. С. 50–156.

Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 402 с.

Топоров В. Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избр. М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995. С. 7–112.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

Шиндина О. В. О некоторых содержательных особенностях романа Вагинова «Гарпагониана» // Russian Literature. 2002. Vol. 53, No. 4. Р. 451–469.

Шиндина О. В. Творчество Вагинова как метатекст: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2010. 23 с.

Шукуров Д. Л. Герметизм артистического универсума К. Вагинова // Вопросы онтологической поэтики: Сб. ст. Иваново: Изд-во Иванов. ун-та, 1998. С. 115–122.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН