Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Повесть А. П. Чехова «Три года»: интуиция художника, гендерная психология, «грамматика текста»

Авторы: Собенников Анатолий Самуилович, Перепелицына Наталья Викторовна

Иркутский государственный университет

В рубрике Литературоведение

Выпуск 4, 2014Страницы 144-151
УДК: 82-32DOI:

Аннотация: Статья посвящена концепту «любовь» в повести А. П. Чехова «Три года». Интуиция художника позволила писателю выявить мужские и женские психотипы, гендерные аспекты речевого и бытового поведения персонажей, массовые представления о любви. В центре внимания повествователя – антитеза реального и представляемого, антитеза sapiens и sensus. Они лежат в природе человека, определяют логику поведения. Автор разрушает романтический миф о любви. Процесс разрешения конфликта можно определить только посредством анализа прагматики высказываний героев, на «свои места» все расставляет общая конкретная цель – ответственность за семейное дело и детей сестры Лаптева. Мужчина становится рациональным и «твёрдым», а женщина чувственной и слабой. И хотя любви в ее абсолютном значении не возникает, отношения продолжают быть. Любовь у Чехова динамична, а не статична. Любовь – часть жизни, а не сама жизнь.

Ключевые слова: концепт «любовь», гендер, рацио / сенсус, реальное / представляемое, грамматика текста

Список использованной литературы:

Aстафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М.,1882.

Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008./p>

Воркачёев С. Любовь как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2007. 284 с. /p> Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987./p>

Скальковский К. А. О женщинах. Мысли старые и новые. СПб., 1889./p>

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1902./p>

Одесская М. Чехов и проблема идеала. М., 2011. С. 326–340./p>

Собенников А. С. Повесть Л. Н.Толстого «Крейцерова соната» в рецепции А. П. Чехова // Философия А. П. Чехова. М., 2012. С. 56–71./p>

Соловьёв В. Смысл любви. Киев: Лыбидь – Аски, 1991./p>

Тюпа В. И. Чеховское повествование и современная нарратология // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 069, № 4. /p>

Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Изд-во «Азбука-классика», 2004./p>

Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1973–1984./p>

Finke M. Seeing Chekhov: life and art. Cornell University Press, 2005./p>

Lapushin R. «Dew on the grass». The Poetiks of Inbetweenness in Chekhov. N. Y.: Peter Lang Publ., 2010./p>

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН