Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: К истории русского мифа о великом грешнике: нарушители пятой заповеди в советской повести 1970-х годов (Ф. Абрамов, В. Тендряков, И. Грекова)

Авторы: М. Н. Климова

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2019Страницы 106-119
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2019-2-106-119

Аннотация: Метасюжет «покаяние и спасение великого грешника» получил мировую известность как часть христианской этической доктрины, закрепленную таинством исповеди. В силу ряда причин к началу Нового времени он утратил актуальность на Западе, но обрел вторую жизнь в России в качестве одного из мифов национального сознания. Для русских обработок мифа о великом грешнике характерен «соборный» подход к решению проблемы личной вины и искупления, а также тяготение к открытым финалам. Его мотивы и вариации широко представлены в произведениях русской классической литературы, не забывали о нем и советские писатели. Статья посвящена одному из вариантов бытования мифа в советский период – истории нарушителя пятой заповеди (о почитании родителей) на примере трех повестей 1970-х гг. «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова (1974), увидевшая свет только в годы перестройки, стала одной из первых попыток правдивого изображения коллективизации. Главный герой этой маленькой повести, погружаясь в воспоминания, переоценивает людей и события юности. И свое отречение от отца, объявленного «врагом народа», ему удается искупить лишь ценой собственной жизни. Остросюжетная повесть В. Тендрякова «Расплата» (1979) посвящена расследованию тяжкого преступления – отцеубийства, совершенного подростком, но традиционная форма детективного повествования использована в ней для постановки злободневных этических вопросов современной жизни. Изучение причин и предыстории частной трагедии семьи Карякиных выявляет слабые места во взаимодействии личности и общества, семьи и государства, а также необходимость определения допустимых границ активного сопротивления злу. «Вдовий пароход» И. Грековой (1979), яркий образец «женской прозы», повествует о жизни обитателей московской коммунальной квартиры на протяжении нескольких десятилетий. Одна из главных сюжетных линий повести – драматические отношения матери и сына в семье Громовых. Жестокий юношеский максимализм и эгоцентризм, с одной стороны, и «рабство материнской любви», с другой, воздвигают стену отчуждения между некогда близкими людьми, преодолеть которую не сможет даже запоздалое раскаяние сына. Разнообразные по творческой манере повести сближают интерес их авторов к недавним страницам советской истории, активное использование мифологем русской и мировой культуры, а также трагедийное прочтение бессмертной евангельской притчи о блудном сыне.

Ключевые слова: христианство и литература, национальные мифы, русская литература, советская литература, христианская этика, семейные отношения

Список использованной литературы:

Абрамов Ф. Поездка в прошлое: Повесть / Подгот. к печати Л. Крутиковой- Абрамовой // Новый мир. 1989. № 5. С. 5–20.

Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность: к 80-летию Ф. А. Пиотровского. М., 1972. С. 89–102.

Гачев Г. Д. Русская дума: Портреты русских мыслителей. М., 1991.

Грекова И. Вдовий пароход: Избранное. М., 1998.

Климова М. Н. Великий канон Андрея Критского как источник его апокрифи- ческого жития // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск, 2006а. С. 107–117.

Климова М. Н. Из истории «Эдипова сюжета» в русской литературе // Вестник Томского гос. ун-та. Гуманитарные науки (Филология). 2006б. Вып. 8 (59). С. 60– 66.

Климова М. Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития «грешных святых» в русской литературе. М., 2010.

Климова М. Н. «Покаяние и спасение великого грешника» как русский нацио- нальный миф: к постановке проблемы // Духовная культура и общественная мысль в России в литературных и исторических памятниках XVI–XX вв. Новоси- бирск, 2016. С. 142–157.

Климова М. Н. Тюремно-лагерный локус русской литературы в контексте ми- фа о великом грешнике // Встречи и диалоги в смысловом поле культуры: Мате- риалы Вторых и Третьих культурологических чтений (Чернолучье, февраль 2012 г., Тара, октябрь 2012 г.). Омск, 2013. С. 48–62.

Крутикова-Абрамова Л. В поисках истины // Новый мир. 1989. № 5. С. 20–38.

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

Тендряков В. Расплата: Повесть. М., 1982.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН