Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Новый метод ладового мультифакторного анализа музыкальной формы для систематического музыковедения. Часть 1: Интервальное масштабирование и формообразующая роль градаций дыхания и музыкальной артикуляции

Авторы: А. В. Никольский

Независимый исследователь, Остин, США

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 46, 2023Страницы 7-26
УДК: 781.2+781.7DOI: 10.25205/2312-6337-2023-2-7-26

Аннотация:

Существующая теория анализа музыкальной формы исторически сформировалась в рамках западноевропейской классической музыки. Несмотря на ряд важных усовершенствований в ее подходе к различным музыкальным традициям – расширение понимания основополагающих концепций теории музыки, развитие теорий лада, музыкальной интонации, интервальной типологии, гармонии и музыкальной фактуры – в целом, аналитические методы, общепринятые в западном и российском музыковедении, остаются весьма ограниченными применительно к музыке, основанной на использовании неточных или непостоянных звуковысот и опирающейся на тембровые, нежели звуковысотные, изменения. Доступные средства анализа по-прежнему приспособлены, главным образом, для выявления звуковысотных и метроритмических структур, характеризующих тональные и ладовые музыкальные системы, базирующиеся на дискретной интервалике и дискретном ритме. Настоящая публикация восполняет этот пробел, развивая теорию раннеладовой организации музыки Э. Е. Алексеева путем ее совмещения с данными психоакустики, биомузыкологии, этологии, антропологии, генетической эпистемологии и когнитивных наук, в то же время оснащая музыковедческий анализ современными средствами компьютеризированного анализа звуковысоты, временной организации и спектрального состава музыки. В отличие от традиционного анализа музыки, новый подход учитывает не только мелодические, гармонические, ритмические, метрические, тематические и фактурные особенности музыки, но и такие важные факторы тоновой организации (ТО), как изменения динамики, темпа, артикуляции, периодичности дыхания, регистровки и перетембровки. Измерение и соотнесение всех этих данных существенно улучшает результаты анализа и применительно к музыке, опирающейся на дискретную ТО. Предлагаемая методика применима к большинству известных типов музыки, позволяя также анализировать музыкальные вокализации младенцев и музыко-образную коммуникацию некоторых видов животных (например, приматов или певчих птиц). Новый подход делает возможным выявить те способы соединения музыкальных тонов, которые наиболее распространены в практике музицирования во всем мире, и отличают человеческую музыку от разговорной речи и коммуникации животных. Вся методика анализа будет изложена в серии статей. Первая статья представляет методику установления интервальной типологии, артикуляционных градаций и дыхательной сегментации потока музыки в анализируемых образцах.

Ключевые слова: музыка, систематическое музыковедение, структурный анализ, синтаксис, музыкальный лад, звуковые и интервальные классы, интервальная типология, штрихи артикуляции, степени опорности, дыхательные группы, дыхательный пульс, сегментация музыки

Список литературы:

Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни): исследование. М.: Музыка, 1976. 296 c.

Aлексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. URL: http://eduard.alekseyev.org/rfi/index.html

Aлексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. URL: http://eduard.alekseyev.org/fic/index.html

Асафьев Б. Избранные труды. М.: Академия наук СССР, 1952. Т. 1. 400 c.

Асафьев Б. Речевая интонация. M.: Музыка, 1965. 136 c.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 2-е изд. 373 c.

Беляев В. М. Виктор Михайлович Беляев. M.: Советский композитор, 1990. 509 c.

Григорьев С. С. Теоретический курс гармонии. M.: Музыка, 1981. 479 c.

Мазель Л. О мелодии. M.: Госмузиздат, 1952. 300 c.

Мазель Л. О некоторых сторонах концепции Б. В. Асафьева // Статьи по теории и анализу музыки / Ред. И. Прудникова. М.: Советский композитор, 1982. С. 277–307.

Назайкинский Е. В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1973. Т. 2. С. 59–98.

Протопопов С. Элементы строения музыкальной речи. M.: Гос. изд-во, Муз. сектор, 1930. Т. 1. 165 c.

Скребков С. Интонация и лад // Советская музыка. 1967. № 1. С. 89–94.

Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. M.: Mузыка, 1973. 447 c.

Старостина Т. Ладовая систематика русской народной песни // Гармония: Проблемы науки и методики. M.: Музыка, 1973. Т. 1. С. 85–105.

Холопов Ю. Лад // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. M.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 3. С. 130–43.

Холопов Ю. Гармония: теоретический курс. M.: Музыка, 1988. 512 c.

Цуккерман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ: статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран / Ред. Б. М. Ярустовский. M.: Музыка, 1965. С. 264–320.

Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. M.: Советский композитор, 1957. 497 c.

Яворский Б. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. M.: Аралов Г., 1908. Т. 1. 28 c.

Benítez-Burraco A., Nikolsky A.The (Co)Evolution of Language and Music Under Human Self-Domestication. Human Nature, 2023 April. https://doi.org/10.1007/s12110-023-09447-1. Appendix: “Key musicological terms for research on the evolution of music”.

Chew G. Articulation and phrasing. In: S. Sadie & J. Tyrrell, eds., The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, UK, 2001. 10.1093/gmo/9781561592630.article.08458. DOI: 10.1093/gmo/9781561592630.article.40952

Etzel J. A., Johnsen E. L., Dickerson J., & Adolphs R. Cardiovascular and respiratory responses during musical mood induction. International Journal of Psychophysiology, 2006, 61(1), pp. 57–69.

Fenk-Oczlon G., & Fenk A. Some parallels between language and music from a cognitive and evolutionary perspective. Musicae Scientiae, 2009, 13(2 suppl.), pp. 201–226.

Fernando N. Study of African Scales: A new experimental approach for cognitive aspects. Revista Transcultural de Música, 2007, 11(11), p. 3.

Gelbart M. Once More to Mendelssohn’s Scotland: The Laws of Music, the Double Tonic, and the Sublimation of Modality. 19th-Century Music, 2013, 37(1), pp. 3–36.

Huron D. Tone and Voice: A Derivation of the Rules of Voice-Leading from Perceptual Principles. Music Perception, 2001, 19(1), pp. 1–64.

Krivokapic J. Prosodic planning in speech production. In S. Fuchs, M. Weihrich, D. Pape, & P. Perrier, eds., Speech Planning and Dynamics, Bern Switzerland: Peter Lang Verlag, 2012, pp. 157–190.

Kubovy M., Howard F. P. Persistence of a pitch-segregating echoic memory. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1976, 2(4), pp. 531–537.

Lieberman P. Intonation, perception, and language. M.I.T. Research Monograph, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA, 1966. URL: http://hdl.handle.net/1721.1/12996

Lippman E. A. Musical Thought in Ancient Greece. New York: Da Capo Press, 1964.

Nikolsky A. Evolution of tonal organization in music mirrors symbolic representation of perceptual reality. Pt. 1: Prehistoric. Frontiers in Psychology, 2015, 6(1405). DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01405

Nikolsky A. Evolution of Tonal Organization in Music Optimizes Neural Mechanisms in Symbolic Encoding of Perceptual Reality. Pt. 2: Ancient to Seventeenth Century. Frontiers in Psychology, 2016. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00211

Nikolsky, A. 2020. “The Pastoral Origin of Semiotically Functional Tonal Organization of Music.” Frontiers in Psychology 11 (June): 1358. DOI: https://doi.org/10/gmnfx2.

Nikolsky A., Benítez-Burraco A. 2022. Human Aggression and Music Evolution: A Model. PsyArXiv. DOI: https://doi.org/10.31234/osf.io/a8up7

Patel A. D. An empirical method for comparing pitch patterns in spoken and musical melodies: a comment on Pearl’s “Eavesdropping with a master: Leos Janácek and the music of speech". Empirical Musicology Review, 2006, 1(3), pp. 166–169.

Powers H. S., Wiering F. Mode. The term. Medieval modal theory. Modal theories and polyphonic music. In: S. Sadie & J. Tyrrell, eds., The New Grove Dictionary of Music and Musicians, Stanley, London, UK: Macmillan Publishers, 2001. DOI: 10.1093/gmo/9781561592630.article.43718

Revithiadou A. Headmost accent wins: Head dominance and ideal prosodic form in lexical accent systems. Rutgers, Rutgers, NJ, 1999. URL: https://rucore.libraries.rutgers.edu/rutgers-lib/38604/

Rothstein W. N. Phrase rhythm in tonal music. New York, NY: Schirmer Books, 1989.

Snow D. Regression and Reorganization of Intonation Between 6 and 23 Months. Child Development, 2006, 77(2), pp. 281–296.

Temperley D. Hypermetrical Transitions. Music Theory Spectrum, 2008, 30(2), pp. 305–325.

Wallin N. L. Pitch Perception as Expression for Exogene and Endogene Coordinated Oscillations. The World of Music, 1983, 25(3), pp. 46–64.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН