![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Тувинская песенная ритмика в свете общетеоретических категорийАвторы: М. Г. Кондратьев Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Чебоксары, Россия В рубрике Этномузыковедение
Аннотация: В практике исследователей тувинской народной музыки сложился филологический подход к песенной ритмике. В качестве единицы музыкального ритма рассматривается четырехслоговой полустих. Структурная иерархия выстраивается от версострофы, расчленяющейся «сверху вниз» – на полустрофы, стихи и, наконец, «диямбические» полустихи. В статье предлагается подход от мелоса, т.е. от закономерностей временнóй организации процесса интонирования, с которым вербальные структуры (слово и слог) коррелируют, но им не управляют. Звуковременнóй процесс складывается из равных промежутков времени – мор (хронос протос). Иерархическая шкала музыкального ритма выстраивается путем суммирования мор в двуслоговые ритмические ячейки, преимущественно ямбического вида. Ячейки могут иметь суммарную протяженность от двух до восьми (редко более) мор. В тувинских песнях господствуют мелостроки, складывающиеся из четырех ячеек, соответствующие восьмислоговому (преимущественно) стиху. Таким образом, тувинская песенная ритмика организована по времяизмерительному принципу и представляет разновидность квантитативной системы. Ещё одним подтверждением квантитативной природы тувинской песенной ритмики является каталог зафиксированных ритмов. Ключевые слова: тувинская народная песня, ритмика, филологический подход, подход от мелоса, равномерная единица отсчёта, мора, ритмические ячейки, мелостроки, времяизмерительная квантитативная система, каталог ритмов Список литературы: Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. М.: Библос, 1992. 2-е изд. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. Гиппиус Е. В. Предисловие редактора // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. С. 3–13. Кан-оол А. Х. Песенная традиция тувинцев Эрзинского кожуна в начале XXI века: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2020. Карелина Е. К. История тувинской музыки. От падения династии Цин и до наших дней: исследование. М.: Композитор, 2009. Карелина Е. К. Страницы истории тувинского этномузыкознания // Вестник музыкальной науки. 2016. № 2 (12). С. 10–17. Квитка К. В. Избранные труды: В 2-х т. М.: Советский композитор, 1973. Т. 2. Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М.: Сов. композитор, 1990. Кыргыс З. К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл: Тув. кн. изд-во: 1992. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: Этномузыковедческое исследование / Отв. ред. И. В. Мациевский. Новосибирск: Наука, 2002. Монгуш А. Д.-Б. Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Кызыл, 2013. Тирон Е. Л. Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык в конце ХХ столетия. Отв. ред. Г. Б. Сыченко. Новосибирск: Наука, 2018. Тувинские народные песни и обрядовая поэзия / Сост. З. К. Кыргыс. Кызыл: Сибирская горница, 2015. Смирнова Е. М. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья / Казан. гос. консерватория. Казань, 2008. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. Холопова В. Н. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тематизм. СПб.: Лань, 2002. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |