Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Дешифровка этимологически неизвестных названий музыкальных инструментов Сибири и Дальнего Востока

Авторы: И. Симомура

Независимый исследователь, заграничный член Фонетического общества Японии (Токио), Варшава, Польша

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 41, 2021Страницы 47-58
УДК: 81.21+780.61+780.614+780.615DOI: 10.25205/2312-6337-2021-1-47-58

Аннотация: Некоторые особенности культуры народов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не вполне исследованы. Среди малоизученных проблем – вопросы, касающиеся названий музыкальных инструментов, аналогичных тюркским словам комуз, хомуз и др. В данной статье автор, обращаясь к древнекитайским и древнеяпонским иероглифам, дает этимологическую дешифровку названий пяти видов инструментов: комуз, татонпа, сугут, тамбур и тонкори. При этом были учтены кириллические, латинизированные и иероглифиеческие способы записи данных номинаций. В ходе сопоставления фонетических вариантов лексемы комуз были восстановлены праформы *конбулрсукиэ и *конбулрсир. Обе номинации обозначают «инструмент со струнами, изготовленными из сухожильных волокон овцы». Этимологический анализ показывает, что словоформа татонпа восходит к основам алтайских слов сиу ‘кабан’ + дон ‘нутро, внутренность’ + булр ‘сухожилие’. В результате анализа фонетических вариантов лексемы сугут восстановлена праформа *сиугуди {<сиу ‘кабан’ + гуди ‘брюшина’}, значение которой «инструмент со струнами, изготовленными из требухи кабана». Сопоставление фонетических вариантов номинации тамбур позволило реконструировать праформу *донбулэ {<дон ‘нутро’ + булэ ‘сухожилие’}, которая обозначает «инструмент с сухожильными струнами, изготовленными из внутренностей животного». Название айнского инструмента тонкори, возможно, восходит к алтайским лексемам дон ‘нутро’ и кур ‘струнный инструмент’. Значение тюркской лексемы *донкур «инструмент со струнами, изготовленными из внутренностей животного». Структура каждой из рассмотренных номинаций музыкальных инструментов состоит из нескольких основ, первая из которых связана с названием животного, вторая – с названием частей его тела. В составе некоторых номинаций можно выделить основу существительного со значением ‘струна’. Проведенное исследование доказывает, что происхожение рассмотренных терминов обусловлено заимствованием из тюркских языков. Многие этнографы занимались этимологическим толкованием названий музыкальных инструментов Сибири и Дальнего Востока, главным образом, с точки зрения шаманизма. Но, вопреки ожиданиям, каждый из корней реконструированных названий отражает не духовную, а практическую и бытовую стороны жизни.

Ключевые слова: музыкальная терминология, тюркские языки, заимствования из тюркских языков, музыкальные инструмен- ты алтайцев, шорцев, хантов, селькупов, вогулов, айнов, кон, булр, сукие, сир, сиу, гуди, дон, кур

Список литературы:

Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири: Сб. Музея антропологии и этнографии. Л.: Наука, 1988. Т. 42. С. 5–23.

Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1992. 328 с.

Васильев В. Е. Генезис шаманских инструментов народа саха в свете образа матери-зверя у тюрков, монголов и тунгусов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2016. No 4. C. 18–27.

Сарыбаев Б. Ш. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата: Жалын, 1978. 174 с. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: Материалы к этимологическому словарю / Ред. В. И. Цинциус. Л: Наука, 1975. Т. 1. 672 с.

Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: Материалы к этимологическому словарю / Ред. В. И. Цинциус. Л: Наука, 1977. Т. 2. 992 с.

Matsuura Takeshiro. Kita Ezo yoshi. 1860. URL: https://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/2535294 (accessed 06.04.2021). (На япон. яз.).

Murase Kotei. Geien Nissho. 1807. URL: https://kotenseki.nijl.ac.jp/biblio/100239660/viewer/172 (accessed 06.04.2021). (На япон. яз.).

Schchurov V. Guttural Singing of the People of the Sayan-Altai, and Ural Mountains. In: The liner notes to the CD Uzlyau. 1992. (На англ. яз.).

Shimomura Isao. Ainu hassei koukin shuzoku-no kenkyu. Kitami, North Academy, 2004. 186 р. (На япон. яз.).

Xue Zong Ming. Zhongguo yinyue shi. 2003, vol. 2. URL:books.google.co.jp/books?id=CBZ-dKv36sC&pg=PP297&虎撥思#v=onepage&q=虎撥思&f=false (accessed 20.02.2021). (На кит. яз.).

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН