Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Как, где и когда складывались aутентичные варганные традиции Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Определения музыки, тембровой музыки и варганной артикуляционной системы

Авторы: А. В. Никольский, Э. Е. Алексеев, И. Е. Алексеев, В. Е. Дьяконова

ИФЛ

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 39, 2020Страницы 9-32
УДК: 398.1+398.2+398.41+398.8+781.7DOI: 10.25205/2312-6337-2020-1-9-32

Аннотация: Авторы статьи выявляют главные моменты эволюции аутентической тоновой организации варганной музыки в контексте хронологии ее географического распространения. Специфика фонологии варганной игры рассматривается в сравнении с фонологией пения и речи. На основе теории гармонического остатка и теории гармонического шаблона предложена модель фонологической классификации варганных артикуляций. Вскрыта взаимосвязь между механическими свойствами материала, из которого изготавливается варган, с акустическими свойствами варганного звука. Из их взаимосвязи выводится типология спектральной фактуры и общая картина развития типов варганной фактуры по направлению от полифонической к гомофонической организации с увеличением дифференциации фактурных элементов. По совокупности имеющихся данных, возникновение пан-культурной варганной традиции может быть датировано 5–3-м тыс. до н. э. – после складывания традиции личной песни и до формирования существующих языковых семейств Сибири и российского Дальнего Востока. Первая часть статьи посвящена вопросам определения и номенклатуры терминов, наиболее важных для описания музыкальных произведений, созданных в рамках традиционных культур тембровой музыки, а также для восприятия структурных особенностей такой музыки.

Ключевые слова: этномузыковедение, варган (хомус), определение музыки, тембровая музыка, этический и эмический подходы, ладовая аутентичность, тональная и тоновая организации, звуковысотный и тембровый лады, псевдочастотные лады, варганные артикуляции

Список литературы:

Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. 237 с.

Алексеева Г. Г. Заиграй им, хомус, свою песню // Музыка России: музыкальное творчество и музыкальная жизнь республик Российской Федерации / Под ред. А. Григорьевой. М.: Советский композитор, 1986. С. 321–332.

Бродский [Богданов] И. А. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство / Под ред. Б. Б. Ефименковой. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. С. 244–257.

Володин А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1972. 36 с.

Загретдинов Р. А. Школа игры на кубызе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. С. Алкина, Т. С. Зиновьевой. Уфа: Белая река, 1997. 278 с.

Земцовский И. И. Апология текста // Музыкальная академия. 2002. Т. 4. С. 100–110.

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 252 с.

Ихтисамов Х. С. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Под ред. Е. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1988. С. 197–216.

Кондратьева Н. М. Скотоводческие заговоры теленгитов: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. 1996. 20 с.

Кондратьева Н. М., Мазепус В. В. Модальная организация теленгитских скотоводческих заговоров // Языки коренных народов Сибири. 1999. Т. 6. С. 19–43.

Лбова Л. В., Кожевникова Д. В. Формы знакового поведения в палеолите: музыкальная деятельность и фоноинструменты. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2016. 245 с.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В. Давыдова, В. Зинченко, А. Леонтьева М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с.

Никольский А. В., Алексеев Э. Е., Алексеев И. Е., Дьяконова В. Е Пролегомена ладовой организации варганной музыки на примере использования артикуляционных ступеней в «говорящем» якутском хомусе // Системные методы изучения музыкальной культуры: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти В. В. Мазепуса. 31 октября – 1 ноября 2017 г. / Под ред. О. В. Новиковой. Новосибирск: Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 2017 (в печати). DOI 10.6084/m9.figshare.12381674. URL: https://bit.ly/2TLDVrJ

Никольский А. В. К методам анализа тоновой организации варганной музыки // Системные методы изучения музыкальной культуры: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти В. В. Мазепуса. 31 октября – 1 ноября 2017 г. / Под ред. О. В. Новиковой. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2017 (в печати). DOI 10.6084/m9.figshare.12380714. URL: https://bit.ly/2ZQaCb8

Никольский А. В., Алексеев Э. Е., Алексеев И. Е., Дьяконова В. Е. О чем говорит «говорящий варган»: варган и личная песня как основание темброво-ориентированных музыкальных систем // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2019. No 1 (вып. 37). С. 5–32. DOI 10.25205/2312-6337-2019-1-5-32

Оготоев П. П. Проблема нотации якутского хомуса // Музыкальная этнография Северной Азии / Под ред. Ю. И. Шейкина. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1988. С. 150–154.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. 355 с.

Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. Под общ. ред. Е. С. Новик ; Нотография Т. И. Игнатьевой. М.: Вост. лит., 2002. 718 с.

Шишигин С. С. Играйте на хомусе. Якутск: М-во культуры Республики Саха, 1995. 21 с.

Abler W.L. On the particulate principle of self-diversifying systems. Journal of Social and Biological Structures. 1989, vol. 12, no 1, pp. 1–13. DOI 10.1016/0140-1750(89)90015-8

Altenmüller E., Kopiez R., Grewe O. A contribution to the evolutionary basis of music: Lessons from the chill response. In: Altenmüller E, Schmidt S, Zimmermann E, eds. In: Evolution of Emotional Communication, Oxford, 2013, pp. 313–336.

Arom S. Corroborating external observation by cognitive data in the description and modelling of traditional music. Musicae Scientiae. 2010, vol. 14 no. 2, pp. 295–306. DOI 10.1177/10298649100140S216

Ayangil R. Western notation in Turkish Music. Journal of the Royal Asiatic Society. 2008, vol. 18, no. 4, pp. 401–447. DOI 10.1017/S1356186308008651

Balzano G. J. What Are Musical Pitch and Timbre? Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 1986, vol. 3, no. 3, pp. 297–314. DOI 10.2307/40285339

Barbour J. M. Tuning and Temperament: A Historical Survey. New York, 2004, 252 p.

Barker H., Taylor Y. Faking It: The Quest for Authenticity in Popular Music. New York, 2002.

Baumann M. P. Listening as an Emic / Etic Process in the Context of Observation and Inquiry. The World of Music. 1993, vol. 35, no. 1, pp. 34–62.

Becker J. Is Western Music Superior? Sociology. 1986, vol. 72, no. 3, pp. 341–359.

Bendix R. In Search of Authenticity: The Formation of Folklore Studies. Madison, WI, 1997, 320 p.

Bozkurt B., Yarman O., Karaosmanoğlu M. K., Akkoç C. Weighing Diverse Theoretical Models on Turkish Maqam Music Against Pitch Measurements. Journal of New Music Research. 2009, vol. 38, no. 1, pp. 45–70. DOI 10.1080/09298210903147673

Brown S. Contagious heterophony: A new theory about the origins of music. Musicae Scientiae. 2007, vol. 11, no 1, pp. 3–26. DOI 10.1177/102986490701100101

Caclin A., Giard M.-H., Smith B. K., McAdams S. Interactive processing of timbre dimensions: A Garner interference study. Brain Research. 2007, vol. 1138, pp. 159–170. DOI 10.1016/J.BRAINRES.2006.12.065

Carlson R., Granstrom B., Fant G. Some studies concerning perception of isolated vowels. STL-QPSR. 1970, vol. 11, no. 2-3, pp. 19–35.

Clayton M., Sager R., Will U. In time with the music: the concept of entrainment and its significance for ethnomusicology. European meetings in ethnomusicology. 2005, vol. 11, pp. 1–82.

Cobb R. Introduction: The artifice of authenticity in the age of digital reproduction. The Paradox of Authenticity in a Globalized World. New York, 2014, pp. 1–9. DOI 10.1057/9781137353832

Cross I. Music, cognition, culture, and evolution. Annals of the New York Academy of Sciences. 2001, vol. 930, pp. 28–42.

Dasen P. R. Emics and Etic in Cross-Cultural Psychology Towards a Convergence in the Study of Cognitive Styles. In: Tchombe T. M. S., Nsamenang A. B., & H. K., Fülöp M., eds. Proceedings of the 4th Africa Region Conference of the IACCP. Aug. 1–8, 2009. Buea, Cameroun, 2012, pp. 55–73.

Dutton D. Authenticity in Art. In: Levinson J., ed. The Oxford Handbook of Aesthetics. New York, London, 2003, pp. 258–274.

Fales C. The Paradox of Timbre. Ethnomusicology. 2002, vol. 46, no. 1, pp. 56–95. DOI: 10.2307/852808

Fitch W. T. The biology and evolution of music: a comparative perspective. Cognition. 2006, vol. 100, no. 1, pp. 173–215. DOI 10.1016/j.cognition.2005.11.009

Fox L. The Jew’s Harp: A Comprehensive Anthology. 2nd ed. London, Lewisburg PA, 1988.

Gabrielsson A., Lindström E. The influence of musical structure on emotional expression. In: Juslin P. N., Sloboda J. A., eds. Music and Emotion. Theory and Research. Oxford, New York, 2001, pp. 223–248.

Gourlay K. A. The Non-Universality of Music and the Universality of Non-Music. The World of Music. 1984, vol. 26, no. 2, pp. 25–39.

Gourlay K. A. Towards a Humanizing Ethnomusicology. Ethnomusicology. 1982, vol. 26, no. 3, pp. 411–420.

Gussenhoven C. Intonation and Interpretation: Phonetics and Phonology. In: Bel E., Marilier I., eds. Proceedings of Speech Prosody. Aix-en-Provence, 2002, pp. 45–57.

Harris M. The Nature of Cultural Things, New York, 1964, 209 p.

Harris M. Emics and etics revisited. In: Thomas N. Headland, K. L. Pike, M. Harris, eds. Emics and etics: The insider/outsider debate. Newbury Park: SAGE Publications, 1990, pp. 48–61.

Hauser M. D. A primate dictionary? Decoding the function and meaning of another species’ vocalizations. Cognitive Science. 2000, vol. 24, no. 3, pp. 445–475. DOI 10.1016/S0364-0213(00)00026-4

Headland T. N. Introduction: a dialogue between Kenneth Pike and Marvin Harris on emics and etics. In: Emics and etics: The insider / outsider debate. Thomas N. Headland, K. L. Pike, M. Harris, eds. Newbury Park: SAGE Publications, 1990, pp. 13–27.

Huron D. Tone and Voice: A Derivation of the Rules of Voice-Leading from Perceptual Principles. Music Perception. 2001, vol. 19, no. 1, pp. 1–64. DOI 10.1525/mp.2001.19.1.1

Jaffe-Berg E. Forays into Grammelot The Language of Nonsense. Journal of Dramatic Theory and Criticism. 2001, vol. 2 (March), pp. 3–16.

Judd R. F. Composers, performers, and notation; solo music notations in Europe 1500–1700. MTO: a journal of the Society for Music Theory. 1994, no. 8.

Juslin P. N. From everyday emotions to aesthetic emotions: Towards a unified theory of musical emotions. Physics of Life Reviews. 2013, vol. 10, no. 3, pp. 235–266. DOI 10.1016/j.plrev.2013.05.008

Keen B. The Bach Choir: The First Hundred Years. London; New York, 2016, 334 p.

Kolltveit G. Jew’s Harps in European Archaeology. Oxford UK, 2006.

Krumhansl C. L. The psychological representation of musical pitch in a tonal context. Cognitive Psychology. 1979, vol. 11, no. 3, pp. 346–374. DOI 10.1016/0010-0285(79)90016-1

Krumhansl C. L. Why is Musical Timbre so Hard to Understand. In: Nielzén S., Olsson O., eds. Perception of Electroacoustic Sound and Music. New York, 1989, pp. 43–54.

Kubik G. Emics and Etics Re-Examined, Part 1: Theoretical Considerations. International Library of Af- rican Music. 1996, vol. 7, no 3, pp. 3–10.

Ladd D. R. Intonational Phonology. Cambridge, UK, 1996, 349 p.

Ladefoged P, Disner S. F. Vowels and Consonants. 3rd ed. Chichester, West Sussex, 2012, 231 p.

Lembke S. A., McAdams S. The role of spectral-envelope characteristics in perceptual blending of wind-instrument sounds. Acta Acustica united with Acustica. 2015, vol. 101, no. 5, pp. 1039–1051. DOI 10.3813/AAA.918898

Lerdahl F. Musical Syntax and Its Relation to Linguistic Syntax. In: Arbib M. A., ed. Language, Music, and the Brain. Cambridge, MA, 2015, pp. 257–272.

Live at the Crystal Palace: Choirs and Bands Recorded 1926-1932. Leighton Buzzard, UK, 1993. (Sound recording).

Malloch S. Mothers and Infants and Communicative Musicality. Musicae Scientiae. 2000, vol. 3, no. 1 suppl, pp. 29–57. DOI 10.1177/10298649000030S104

Manser M. B. The generation of functionally referential and motivational vocal signals in mammals. In: Brudzynski S. M., ed. Handbook of Behavioral Neuroscience. New York, NY, 2010, vol. 19, pp. 477–486.

Marcetteau M. A Queen’s Orchestra at the Court of Mari: New Perspectives on the Archaic Instrumentarium in the Third Millennium. In: Dumbrill R., Finkel I., eds. Proceedings of the International Conference of Near Eastern Archaeomusicology. The British Museum, December 4–6, 2008. London, 2008, pp. 67–75.

Mazepus V. V. Analysis of timbres in ethnomusicology: the articulatory tension and its acoustical correlates. In: Niemi J., ed. Perspectives on the Song of the Indigenous Peoples of Northern Eurasia: Performance, Genres, Musical Syntax, Sound. Tampere, Finland, 2009, pp. 198–209.

McDermott J. H., Lehr A. J., Oxenham A. J. Is relative pitch specific to pitch? Psychological science. 2008, vol. 19, no. 12, pp. 1263–1271. DOI 10.1111/j.1467-9280.2008.02235.x

Mersenne M. Harmonie Universelle: The Books on Instruments. Leiden, The Netherlands, 1957. 596 p.

Messner G. F. Ethnomusicological Research, Another «Performance» in the International Year of Indigenous Peoples? The World of Music. 1993, vol. 35, no. 1, pp. 81–95.

Miller R. J. Contemporary Orchestration: A Practical Guide to Instruments, Ensembles, and Musicians. New York, NY, 2014. DOI 10.4324/9781315815008-11

Morgan D. A. Organs and bodies: the Jew’s harp and the anthropology of musical instruments. 2008. DOI 10.14288/1.0066561

Mu Y. Academic Ignorance or Political Taboo? Some Issues in China’s Study of Its Folk Song Culture. Ethnomusicology. 1994, vol. 38, no. 2, p. 303. DOI 10.2307/851742

Myers H. Ethnomusicology: Historical and Regional Studies. New York, NY, 1993, 541 p.

Nettl B. Nettl’s Elephant: On the History of Ethnomusicology. Champaign, IL: University of Illinois Press, 2010, 288 p.

Nikolsky A. ¿Cómo funciona la emoción musical? [How Emotion Can Be the Meaning of a Music Work]. In: Cascudo T., ed. Música y Cuerpo: Estudios Musicológicos. Baleares, Spain: Calanda Ediciones Musicales, 2015, pp. 241–262.

Nikolsky A. Evolution of Tonal Organization in Music Optimizes Neural Mechanisms in Symbolic Encoding of Perceptual Reality. Part 2: Ancient to Seventeenth Century. Frontiers in Psychology. 2016. DOI 10.3389/fpsyg.2016.00211

Nikolsky A. The pastoral origin of semiotically functional tonal organization of music. Frontiers in Psychology. 2020, June (in print).

Nikolsky A., Alekseyev E. Y., Alekseev I. Y., Dyakonova V. E. The overlooked tradition of ‘personal music’ and its place in the evolution of music. Frontiers in Psychology. 2020, vol. 10, Feb.

Paraskeva S., McAdams S. Influence of timbre, presence / absence of tonal hierarchy and musical training on the perception of musical tension and relaxation schemas. In: Proceedings of the International Computer Music Conference. Thessaloniki, Greece, September 25–30, 1997. Ann Arbor, MI, 1997, pp. 438–441.

Parncutt R., Hair G. Consonance and dissonance in music theory and psychology: Disentangling dissonant dichotomies. Journal of Interdisciplinary Music Studies. 2011, vol. 5, pp. 119–168.

Pike K. L. Language in Relation to a Unified Theory of the Structure of Human Behavior. The Hague, Netherlands, 1967, 762 p.

Pike K. L. On the emics and etics of Pike and Harris. In: Emics and etics: The insider / outsider debate. Thomas N. Headland, K. L. Pike, M. Harris, eds. Newbury Park: SAGE Publications, 1990, pp. 28–47.

Rice T. Toward the Remodeling of Ethnomusicology. Ethnomusicology. 1987, vol. 31, no. 3, pp. 469–488.

Sandell G. J. Roles for Spectral Centroid and Other Factors in Determining “Blended” Instrument Pairings in Orchestration. Music Perception. An Interdisciplinary Journal. 1995, vol. 13, no. 2, pp. 209–246. DOI 10.2307/40285694

Savage P. E., Brown S. Toward a new comparative musicology. Analytical Approaches to World Music. 2013, vol. 2, no. 2, pp. 148–197.

Schippers H. Tradition, authenticity and context: the case for a dynamic approach. British Journal of Music Education. 2006, vol. 23, no. 03, p. 333. DOI 10.1017/s026505170600708x

Schouten J. F. The residue and the mechanism of hearing. Proceedings of the Koninklijke Nederlandsche Akademie von Wetenschappen. 1940, vol. 43, no. 1938, pp. 991–999.

Scruton R. The Aesthetics of Music. New York, 1997, 562 p.

Spitzer J., Zaslaw N. The Birth of the Orchestra: History of an Institution, 1650–1815. Oxford, UK, 2004, 635 p.

Stock J. P. J. Documenting the Musical Event: Observation, Participation, Representation. In: Empirical Musicology: Aims, Methods, Prospects. Oxford, New York, 2008, pp.15–34.

Sundberg J. Articulatory interpretation of the “singing formant”. The Journal of the Acoustical Society of America. 1974, vol. 55, no. 4, pp. 838–844. DOI 10.1121/1.1914609

Sundberg J. The Science of the Singing Voice. DeKalb, IL, 1987, 227 p.

Szabolcsi B. The Eastern Relations of Early Hungarian Folk-Music. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1935, no. 3, pp. 483–498.

Tagg P. Music’s Meaning: A Modern Musicology for Non-Musos. Larchmont, New York, 2012, 691 p.

Talbot M. The horizontal spacing of musical symbols: a brief historical overview. De musica disserenda. 2009, vol. 5, no. 1, pp. 33–41.

Tardieu D., McAdams S. Perception of Dyads of Impulsive and Sustained Instrument Sounds. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 2012, vol. 30, no. 2, pp. 117–128. DOI 10.1525/mp.2012.30.2.117

Tarr B., Launay J., Dunbar R. I. M. Music and social bonding: “Self-other” merging and neurohormonal mechanisms. Frontiers in Psychology. 2014, no. 5 (Sept.). DOI 10.3389/fpsyg.2014.01096

Taruskin R. Text and Act: Essays on Music and Performance. Oxford, New York, 1995, 382 p.

Titon J. T. Ethnomusicology as the Study of People Making Music. Muzikoloski Zbornik (Musicological Annual). 2015, vol. 51, no. 2, pp. 175–185.

Titze I. R. A framework for the study of vocal registers. Journal of Voice. 1988, vol. 2, no. 3, pp. 183– 194. DOI 10.1016/S0892-1997(88)80075-4

Vuilleumier P., Trost W. Music and emotions: from enchantment to entrainment. Annals of the New York Academy of Sciences. 2015, vol. 1337, no. 1, pp. 212–222. DOI 10.1111/nyas.12676

Zemtsovsky I. An Attempt at a Synthetic Paradigm. Ethnomusicology. 1997, vol. 41, no. 2, pp. 185–205.

Zsiga E. C. The Sounds of Language: An Introduction to Phonetics and Phonology. Oxford UK, 2013, 474 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН