Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Событийная ретардация как основа абсурдистского дискурса (на материале произведений Д. Данилова)

Авторы: Галина Александровна Жиличева, Павел Евгеньевич Жиличев

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2023Страницы 182-196
УДК: 82.01DOI: 10.17223/18137083/84/13

Аннотация:

Рассматриваются функции ретардации и устанавливается, что в современной литературе древнейший прием замедления интриги меняет свое значение – маркирует стратегию абсурда, указывает на «аннигиляцию» события. В ранних романах Д. Данилова ретардации-экфразисы проблематизируют возможность вычленения событий из потока жизни и их преобразования в историю. В пьесах писателя ретардации препятствуют развитию интриги, акцентируя семантическую поливалентность событий, обнажая базовые структуры драматургического действия и формируя метасюжет «угрозы». В романе «Саша, привет!» ретардация задерживает кумулятивную катастрофу: серийные повторы приобретают (в том числе и с помощью интермедиального контекста) такой масштаб, что размывают границы события, подчеркивают его неопределенность.

Ключевые слова: ретардация, серийность, дискурс абсурда, нарратив, интрига, комедия угроз, Д. Дани-лов

Список использованной литературы:

Болотян И. М. Вербатим // Новый филологический вестник. 2011. № 17. С. 81–88.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 405 с.

Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 298 с.

Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности. М.: НЛО, 2011. 408 с.

Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. / Пер. с фр. Е. Васильевой и др. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 472 c.

Жиличева Г. А. Серийность как принцип наррации в современной прозе (С. Носов, А. Сальников, В. Пелевин) // Сибирский филологический журнал. 2022. № 4. С. 180–192. DOI 10.17223/18137083/81/14

Жиличев П. Комедия угроз как тип абсурдистского дискурса (Д. Кэмптон, Г. Пинтер, Д. Данилов) // Критика и семиотика. 2021. № 2. С. 473–489. DOI 10.25205/2307-1737-2021-2-473-489

Журчева О. В. Вербатим как механизм создания «Новой документальности» в новейшей русской драме // Филология и культура. 2016. № 3. С. 84–89.

Лебедев С. В. Портрет художника в топосе (Брянская «одиссея» Л. Добычина глазами Д. Данилова) // Новый мир. 2014. № 11. С. 166–176.

Лощилов И. Е. Застежка Олехновича: Л. Добычин и «русский космизм» // Сибирский филологический журнал. 2004. № 1. С. 64–72.

Меркушов С. Ф. Игровое пространство и категория абсурда в драматургии Д. А. Данилова (пьесы «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой») // Вестник ВлГУ. 2020. № 3 (27). С. 67–75.

Роднянская И. Дни нашей жизни. Современный опыт минималистского романа // История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь М. О. Чудаковой. М.: Новое издательство, 2013. С. 360–379.

Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 402 с.

Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: РГГУ, 1997. 203 c.

Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. М.: Алетейя, 2021. 270 с.

Шатин Ю. В. Сюжетная машина как аннигилятор смысла («Дом листьев» Марка Z. Данилевского) // Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. С. 127–133.

Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 266 с.

Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2003. 312 с.

Эсслин М. Театр абсурда. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с.

Caverno J. H. The Messenger in Greek Tragedy // The Classical Journal. 1917. Vol. 12, no. 4. P. 263–270.

Jong I. F. de. A Narratological Commentary on the Odyssey. Cambridge: Cambridge UP, 2001. 627 p.

Flatt T. Narrative Desire and the Limits of Lament in Homer // The Classical Journal. 2017. Vol. 112, no. 4. P. 385–404.

Lawson J. H. Theory and Technique of Playwriting: A Dramabook. N. Y.: Hill & Wang, 1960. 315 p.

Rousseau (Calleu) A. Réhabilitation d’un genre: la comédie de menace de David Campton à Martin Crimp (1957–2008). URL: https://www.theses.fr/2010PA040162 (accessed: 14.01.2021).

Scrimgeour G. J. The Messenger as a Dramatic Device in Shakespeare // Shake-speare Quarterly. 1968. Vol. 19, iss. 1. P. 41–54.

Trensky P. I. Václav Havel and the Language of the Absurd // The Slavic and East European Journal. 1969. Vol. 13, no. 1. P. 42–65.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН