Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Обозрение / кумуляция в пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца»

Авторы: Валентина Егоровна Головчинер, Наталия Алексеевна Бабенко

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2023Страницы 124-137
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/84/9

Аннотация:

Обозрения весьма заметны в перечне произведений Н. Эрдмана. Это слово широко ис-пользовалось в отечественной театрально-зрелищной культуре 1920-х гг. для обозначения самых разных явлений на профессиональной и самодеятельной сцене, но пониманием, определением его, по существу, до сих пор никто не занимался. Изучение материала по этой проблеме привело к осознанию того, что постановке на сцене предшествует литературный текст; обозрение для сценического воплощения в русской практике времен Н. Эрдмана писали, как правило, люди, обладающие литературным даром; следовательно, оно может и должно изучаться в аспектах его словесной организации. Второе направление работы, связанное с поисками прецедентов обозрения и теоретическим его обоснованием, привело к трудам по исторической поэтике. Фундаментальным для понимания исследуемого материала оказался раздел о кумулятивной сказке в размышлениях о «Специфике фольклора» В. Я. Проппа: на его основе были обнаружены древние истоки современной формы. И третьим, существенным для понимания творчества Н. Эрдмана, стало открытие того, что природа, принципиальные для обозрения возможности архаической, кумулятивной организации материала использованы драматургом в пьесе «Самоубийца» – одном из самых значительных явлений отечественной драмы ХХ в.

Ключевые слова: Н. Эрдман, В. Я. Пропп, «Самоубийца», обозрение, драма, действие, кумуляция, сказка

Список использованной литературы:

Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 328–325.

Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3. С. 90–96.

Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 320 с.

Головчинер В. Е. «Юбилейное» и «Во весь голос» в логике одного лирического сюжета В. Маяковского 1920-х годов // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. К 125-летию со дня рождения. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 31–40.

Головчинер В. Е. К истории первой литературоведческой статьи о пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца» // Вестник ТГПУ. 2019. Вып. 6 (203). С. 118–121. DOI 10.23951/1609-624X-2019-6-119-121

Гутерц А., Фридман Д. Основные даты жизни и творчества Николая Эрдмана // Эрдман Н. Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990. С. 513–523.

Киселев Н. Н. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца» // Вестник ТГПУ. 2019. Вып. 6 (203). С. 105–118. Републикация В. Е. Головчинер, О. Н. Русановой. DOI 10.23951/1609-624X-2019-6-105-117

Кофман А. Ф. Примитивистская составляющая авангардизма // Авангард в культуре ХХ века (1900–1930 гг.). Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 157–228.

Лотман Ю. М. Блок и народная культура города // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 3. С. 185–200.

Мейерхольд В. Э. Из ответа на анкету газеты «Вечерняя Москва» // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М. : Искусство, 1968. Ч. 2: 1917–1936. С. 95.

Пропп В. Я. Кумулятивная сказка // Пропп В. Я. Поэтика фольклора. Часть вторая. М.: Лабиринт, 1998. С. 251–269.

Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 525 с.

Тамарченко Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века // Теория литературы: В 4 т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры. С. 81–98.

Троцкий Л. Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 400 с.

Штраух М. Два Сергея Михайловича // Третьяков С. «Слышишь, Москва?!» М.: Искусство, 1966. С. 174–186.

Уварова Е. Д. От составителя // Москва с точки зрения. Эстрадная драматургия 20–60-х годов. М.: Искусство, 1991. С. 5–24.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 1998. 800 с.

Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 269–273.

Эрдман Н. Самоубийца // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990. С. 81–164.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН