Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Грамматика учебного текста и предметные знания (пресуппозиция)

Авторы: Павел Николаевич Трущелёв

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

В рубрике Языкознание

Выпуск 4, 2022Страницы 312-325
УДК: 811.161.1'36DOI: 10.17223/18137083/81/24

Аннотация: Предлагается подход к изучению учебного текста как модели предметных знаний; основное внимание уделяется выраженной пресуппозиции. Пресуппозиция выражается посредством модусных рамок и может занимать инициальное и неинициальное положение в тексте. Дидактическая функция пресуппозиции – актуализировать знания адресата, необходимые для адекватного понимания текста. Одновременно она фиксирует эпистемические отношения между известными и неизвестными сегментами знаний. Инициальная пресуппозиция определяет тематическую структуру текста. Неинициальная пресуппозиция расширяет информационный контекст и, как правило, развивает и детализирует заданную тему. Существует корреляция между текстообразующей функцией пресуппозиции и эпистемическим потенциалом выраженных с ее помощью знаний. Развертывание текста отражает эпистемический потенциал знаний и процесс их конструирования.

Ключевые слова: учебный текст, знания, пресуппозиция, дидактическая коммуникация, текстообразование

Список использованной литературы:

Бондарко А. В. Глагольные категории в системе функциональной грамматики. М.: ЯСК, 2017. 336 с.

Глинка Е. В. Система глаголов восприятия, мышления и говорения: Дис. … канд. филол. наук / Орл. гос. пед. ун-т. Орел, 2003. 264 с.

Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз., 2004. 544 с.

Карчаева С. Х., Аликаев Р. С. Дискурсивность научно-учебных текстов // Вестник Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 2. С. 93–96.

Норман Б. Ю. Прагматический аспект грамматики славянских языков // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 5. С. 76–85.

Падучева Е. В. Презумпция // Русская корпусная грамматика. 2011. URL: http://rusgram.ru/Презумпция (дата обращения 04.05.2021).

Самоделкин А. А. Тема-рематическая иерархия текста // Филологические науки. 2016. № 7, ч. 3. C. 132–138.

Сичинава Д. В. Несовершенный вид // Русская корпусная грамматика. 2013. URL: http://rusgram.ru/Несовершенный_вид#313 (дата обращения 04.05.2021).

Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе (на материале школьных учебников): Дис. … канд. филол. наук / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2005. 171 с.

Швец В. М. Субъективная (эпистемическая) модальность и ее выражение в детской речи // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 161–180.

Яхиббаева Л. М., Файрузова А. Р. Роль автора в порождении вторичного учебного текста // Вестник Башкир. ун-та. 2020. № 2. С. 399–404. DOI 10.33184/ bulletin-bsu-2020.2.29

Dijk T. A. van. Discourse and Knowledge. Cambridge: Cambridge Uni. Press, 2014. 400 p

Doran Y. J. The Discourse of Physics. New York; London: Routledge, 2018. 244 p.

Givón T. On Understanding Grammar. Rev. ed. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018. 300 p.

Martin J. R. Embedded literacy: Knowledge as meaning // Linguistics and Education. 2013. No. 24. P. 23–37. DOI 10.1016/j.linged.2012.11.006

Martin J. R. Revisiting Field: Specialized Knowledge in Secondary School Science and Humanities Discourse // ONOMÁZEIN. 2017. Spec. iss.: SFL. P. 111–148. DOI 10.7764/onomazein.sfl.05

Maton K. Making semantic waves: A key to cumulative knowledge-building // Linguistics and Education. 2013. No. 24. P. 8–22. DOI 10.1016/j.linged.2012.11.005

Maton K. Knowledge and Knowers: Towards a realist sociology of education. New York; London: Routledge, 2014. 256 p.

Maton K., Chen R. Ts.-H. Specialization Codes: knowledge, knowers and student success // Accessing Academic Discourse / Ed. by J. R. Martin, K. Maton, Y. J. Doran. London; New York, 2020. P. 35–58. DOI 10.4324/9780429280726-2

Pipalova R. On the Global Textual Theme and Other Textual Hyperthemes // Linguistica Pragensia. 2005. Vol. 15, no. 2. P. 57–87.

Reich U. Presupposed modality // Focus Realization in Romance and Beyond / Ed. by M. García. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018. P. 203–228. DOI 10.1075/slcs.201.07rei

Romoli J., Sauerland U. Presupposition and accommodation // Routledge Handbook of Pragmatics / Ed. by A. Barron, Yu. Gu, G. Steen. London; New York: Routledge, 2017. P. 257–276.

Rose D. Building a pedagogic metalanguage // Accessing Academic Discourse / Ed. by J. R. Martin, K. Maton, Y. J. Doran. London; New York: Routledge, 2020. P. 236–267. DOI 10.4324/9780429280726-9

Vallduví E. Information structure // The Cambridge Handbook of Formal Semantics / Ed. by M. Aloni, P. Dekker. Cambridge: Cambridge Uni. Press, 2016. P. 728–755. DOI 10.1017/CBO9781139236157.024

Vera E. R. Textbooks and Education // The Palgrave Handbook of Textbook Studies / Ed. by E. Fuchs, A. Bock. New York: Palgrave Macmillan, 2017. P. 103–114. DOI 10.1057/978-1-137-53142-1_7

Weatherson B., Egan A. Introduction: Epistemic Modals and Epistemic Modality // Epistemic Modality / Ed. by A. Egan, B. Weatherson. New York: Oxford Uni. Press, 2011. P. 1–18. DOI 10.1093/acprof:oso/9780199591596.003.0001

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН