Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт в творчестве Бориса Поплавского

Авторы: Маматов Г. М.

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2022Страницы 110-124
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/80/10

Аннотация:

Статья посвящена исследованию образов композиторов XVIII столетия, Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, в творчестве поэта первой волны русской эмиграции Бориса Поплавского на материале его дневников, статей в журнале «Числа», стихотворений и прозы. Рассматриваются основные образы и мотивы, связанные с композиторами, осмысляется их место в концепции музыки и искусства поэта-младоэмигранта в соотнесенности с его философско-эстетическими взглядами.

Ключевые слова: Борис Поплавский, литература русского зарубежья, концепция музыки, композиторские мифы, В. А. Моцарт, И. С. Бах

Список использованной литературы:

Аберт Г. В. А. Моцарт: В 4 т. М.: Музыка, 1990. Т. 4. 560 с.

Аверроэс. Опровержение опровержения. СПб.: Алетейя, 1999. 688 с.

Барковская Н. В. Стилевой импульс «бестактности» в творчестве Б. Поплавского // XX век. Литература. Стиль: стилевые закономерности русской литературы XX века (1900–1950): Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Эйдинова. Екатеринбург, 1998. Вып. 3. С. 104–115.

Барковская Н. В. «…Любящий сын поэзии русской» // Филологический класс. 2003. № 10. С. 79–82.

Блажевич М. Н. Числовая символика в музыке немецкого Барокко: миф или реальность // Музыкальный альманах ТГУ. 2018. № 5. С. 65–70.

Гервер Л. Л. Музыкальная культура Хлебникова // Вестник Общества Велими-ра Хлебникова. М.: Гилея, 1996. URL: https://ka2.ru/nauka/gerver_3.html (дата обращения 21.12.2021).

Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М.: Индрик, 2001. 248 с.

Друскин М. С. Пассионы И. С. Баха. М.: Музыка, 1972. 88 с.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 350 с.

Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1. С. 11–18.

Ливанова Т. Н. Моцарт и русская музыкальная культура. СПб.: Планета музы-ки, 2019. 116 с.

Лотман Ю. М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год) // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПБ, 1995. С. 300–315.

Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб.: Алетейя, 2007. 284 с.

Милькович Н. Поэтическое искусство Бориса Поплавского: Дис. … канд. фи-лол. наук. Белград, 2021. 256 с.

Митрофанова А. А.Лейбниц и Бах: универсальность мышления в понимании Абсолюта // Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 5–13.

Назаренко И. И. «Орфей в аду»: трансформация мифа об Орфее и Эвридике в романе Б. Поплавского «Домой с небес» // Имагология и компаративистика. 2020. № 14. С. 90–109.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 47–158.

Норина Н. В., Спереденюк А. Е. Образ Орфея в лирике Б. Поплавского // Меж-дународный научно-исследовательский журнал. 2012. № 3. С. 76–83.

Норина Н. В. Образы музыкальных инструментов в сборнике стихов Б. Ю. По-плавского «Флаги» // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории: Материалы Междунар. конф. Соликамск: Изд-во СГПИ, 2016. С. 178–183.

Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. СПб.: Композитор, 1997. 94 с.

Прохорова Н. И. Концепт «жизнетворчество» в художественной картине мира Б. Ю. Поплавского: Автореф. дис. … канд. культурологии. Саранск, 2007. 18 с.

Розенов Э. К. О применении закона «Золотого деления» в музыке. Эстетиче-ское исследование // Изв. Санкт-Петерб. общества музыкальных собраний. 1904. С. 15–22.

Токарев Д. В. «Между Индией и Гегелем». Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: НЛО, 2011. 352 с.

Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе XX века. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2008. С. 92–129.

Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд. М.: Музыка, 1970. 317 с.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. 751 с.

Dony A. Leibniz et J.-S. Bach: Métaphysique et pensée musicale à l’âge baroque. Liége: Presses universitaires de Liège, 2020. 144 p.

Fauvel О., Flood R., Wilson R. Music and mathematics. From Pythagoras to Fractals. Oxford: Oxford Uni. Press, 2003. 189 p.

Karlinsky S. Poetry abroad. In search of Poplavsky // Karlinsky S. Freedom from Violence and Lies: Essaya on Russian Poetry and Music. Boston: Academic Studies Press, 2013. P. 242–266.

Olcott A. Poplavsky: the heir presumptive of Montparnasse // TriQuarterly. 1973. № 27. P. 305–319.

Tatlow R. The Use and Abuse of Fibonacci Numbers and the Golden Section in Mu-sicology Today // Understanding Bach. 2006. Vol. 1. P. 69–85.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН