|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Статьи из Fioretti di San Francesco в русском сборнике Великое Зерцало как exemplum Авторы: С. К. Севастьянова Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия: Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Одна из задач изучения переведенного в конце XVII в. на русский язык западноевропейского сборника Великое Зерцало состоит в выявлении его сюжетно-тематических связей с древнерусской письменной культурой. В составе книги обнаружены семь рассказов и новелл о Франциске Ассизском († 1226) и его спутниках, которые входили в средневековый флорилегиум – сборник легенд об основателе нищенствующего ордена под названием Фиоретти (XIV в.). По тематике и сюжетно-мотивному наполнению, по использованию в повествованиях о первых францисканцах отдельных свойств средневековых жанровых форм они близки к поучительным рассказам о подвижниках из переводных и отечественных патериков, Пролога, четиих минейных сборников и агиографии, которые, как и «цветочные» нарративы, соответствовали материалу, востребованному в морально-религиозных наставлениях христиан. Статьи из Фиоретти в Великом Зерцале имеют небольшой объем, минимальное количество действующих лиц, повествуют о связи и взаимообмене земного и небесного миров. Это сближает их с exemplum – самым известным феноменом латинской письменной культуры, где экземплум служил поучительной «основой» средневековой проповеди и являлся важной составной частью коллекций религиозного и светского содержания типа «зерцало». Обобщив теоретический опыт, автор статьи следует за современными зарубежными и отечественными учеными и понимает под «примером» реализуемый в дидактическом дискурсе нарратив небольшого объема, в рецепции которого используются признаки средневековых жанров. «Цветочные» статьи-exempla в русском Великом Зерцале, лишенные персонализации и топологических Ключевые слова: Великое Зерцало, Фиоретти, exemplum, жанр, способ организации события или явления, сюжетно-мотивные связи Список использованной литературы: Августин (Никитин), архим. Святой Франциск Ассизский и восточное монашество // Нева. 2015. No 9. С. 235–254. Беляков А. В., Гуськов А. Г., Лисейцев Д. В., Шамин С. М. Переводчики Посольского приказа в XVII в.: Материалы к словарю / Науч. ред. А. А. Романова. М.: Индрик, 2021. 304 с. Будилова А. В. Жанр «exemplum» в контексте средневековых литератур // Лiтература в контекстi культури (збiрка наукових праць): Зб. праць. Днiпропетровськ, 2008. 350 с. URL: http://www.info-library.com.ua/books-text-10577.html (дата обращения 25.05.2019). Владимиров П. В. Великое Зерцало (Из истории русской переводной литературы XVII века). М.: Университетская тип., 1884. 274 с. Гуревич А. Я. Exempla: литературный жанр и стиль мышления // Гуревич А. Я. Избр. тр. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 302–341. Гуревич А. Я. Exemplerum // Словарь средневековой культуры. М.: РОССПЭН, 2003. С. 594–597. Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М.: Наука, 1965. 438 с. Задворный В. Л. Антоний Падуанский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2001. Т. 2. С. 673–674. Зольникова Н. Д. Традиция средневековых exempla в творчестве староверов востока России (XX в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. No 15. С. 11–15. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2003. 544 с. Карманова Н. А. Усть-Цилемские списки новеллы «Великого Зерцала» о покаянии трех разбойников // Изв. Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2013. Вып. 1 (13). С. 84–89. Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 472 с. Мула С. Средневековые цистерцианские exempla: между филологией и историей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. III: Филология. 2013. No 3 (33). С. 113–132. Николаев С. И. К изучению «Великого Зерцала» // Сов. славяноведение. 1988. No 1. С. 74–76. Панич Т. В. Артемьев // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2001. Т. 3. С. 467–468. Поло де Болье М.-А. Сборники exempla на народных языках: Новая публика? Новые функции? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. III: Филология. 2013. No 3 (33). С. 75–97. Самарина М. С. Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. No 4. С. 216–223. Смирнова В. В. Чудо как жанрообразующий элемент средневековых жанров: житие, пример, видение: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2006. 254 с. Ужанков А. Н. Учение о прилоге как духовная основа художественного образа Анны Карениной // Новый филологический вестник. 2017. No 2 (41). С. 89–100. Хорева Л. Г. Жанр exempla как предшественник новеллы в средневековой испанской литературе // Вестник Рос. гос. гуманит. ун-та. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. No 7 (69). С. 206–217. Цветочки святого Франциска Ассизского: Пер. с лат. М.: СП «Вся Москва», 1990. 208 с. Шамин С. М. Легенда о святом-камнеплавце в русской литературной и фольклорной традиции // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. Вып. 11. С. 471–479. Bednarek B. Święty Franciszek i franciszkanie w “Wielkim zwierciadle przykładów” // Observare Evangelium. Wrocławska Księga Jubileuszu 800-lecia Zakonu Braci Mniejszych / Pod red. F. M. Rosińskiego. Wrocław, 2009. S. 19–39. Berlioz J. Consommateurs et consommation au Moyen Âge (XIIIe – XVe siècle). Le double apport des récits exemplaires // Consommateurs et consommation au Moyen Âge (XIe – XVe siècle). L’enjeu des sources, dans Guilhem Ferrand, Judicaël Petrowiste, éd. Paris, Publications de la Sorbonne, sous presse, 2017, pp. 1–28. URL: https://www.academia.edu/31682127/ (дата обращения 26.06.2019). Brémond Cl. L'Exemplum mediéval est-il un genre litteraire? // Les Exempla medievaux: Nouvelles perspectives / Éd. J. Berlioz, M. A. Polo de Beaulieu. Paris-Geneve, 1998, pp. 21–28. Brémond Cl., J. Le Goff J., J.-Cl. Schmitt J.-Cl. L'Exemplum // Typologie des Sources du Moyen Age Occidental. Fasc. 32. Turnhout, 1984, pp. 37–38. Курцiус Е. Р. Ɛвропейська лiтература i латинське середньовiччя / Переклав з нiм. Анатолiй Онишко. Львiв: Лiтопис, 2007. 752 с. Louis N. Exemplum ad usum: Définition d’usages d'un récit qui n'en a que la forme // Le Récit exemplaire (1200–1800) / Études réunies par V. Duché et M. Jeay. Paris, 2011, pp. 17–36. Tubach Fr. C. Strukturanalytische Probleme – Das mittelalterliche Exemplum // Hessische Blätter für Volkskunde. 1968, band 59, p. 25–29. Welter J. Th. L'exemplum dans la litterature religieuse et didactique du Moyen Age. Paris-Toulouse: OCCITANIA: Annciens Librairies Marqueste et Bouquet-Morainville réunies, 1927. 285 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |