Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Статьи из Fioretti di San Francesco в русском сборнике Великое Зерцало как exemplum

Авторы: С. К. Севастьянова

Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия: Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2021Страницы 50-61
УДК: 861.161DOI: 10.17223/18137083/76/4

Аннотация: Одна из задач изучения переведенного в конце XVII в. на русский язык западноевропейского сборника Великое Зерцало состоит в выявлении его сюжетно-тематических связей с древнерусской письменной культурой. В составе книги обнаружены семь рассказов и новелл о Франциске Ассизском († 1226) и его спутниках, которые входили в средневековый флорилегиум – сборник легенд об основателе нищенствующего ордена под названием Фиоретти (XIV в.). По тематике и сюжетно-мотивному наполнению, по использованию в повествованиях о первых францисканцах отдельных свойств средневековых жанровых форм они близки к поучительным рассказам о подвижниках из переводных и отечественных патериков, Пролога, четиих минейных сборников и агиографии, которые, как и «цветочные» нарративы, соответствовали материалу, востребованному в морально-религиозных наставлениях христиан. Статьи из Фиоретти в Великом Зерцале имеют небольшой объем, минимальное количество действующих лиц, повествуют о связи и взаимообмене земного и небесного миров. Это сближает их с exemplum – самым известным феноменом латинской письменной культуры, где экземплум служил поучительной «основой» средневековой проповеди и являлся важной составной частью коллекций религиозного и светского содержания типа «зерцало». Обобщив теоретический опыт, автор статьи следует за современными зарубежными и отечественными учеными и понимает под «примером» реализуемый в дидактическом дискурсе нарратив небольшого объема, в рецепции которого используются признаки средневековых жанров. «Цветочные» статьи-exempla в русском Великом Зерцале, лишенные персонализации и топологических

Ключевые слова: Великое Зерцало, Фиоретти, exemplum, жанр, способ организации события или явления, сюжетно-мотивные связи

Список использованной литературы:

Августин (Никитин), архим. Святой Франциск Ассизский и восточное монашество // Нева. 2015. No 9. С. 235–254.

Беляков А. В., Гуськов А. Г., Лисейцев Д. В., Шамин С. М. Переводчики Посольского приказа в XVII в.: Материалы к словарю / Науч. ред. А. А. Романова. М.: Индрик, 2021. 304 с.

Будилова А. В. Жанр «exemplum» в контексте средневековых литератур // Лiтература в контекстi культури (збiрка наукових праць): Зб. праць. Днiпропетровськ, 2008. 350 с. URL: http://www.info-library.com.ua/books-text-10577.html (дата обращения 25.05.2019).

Владимиров П. В. Великое Зерцало (Из истории русской переводной литературы XVII века). М.: Университетская тип., 1884. 274 с.

Гуревич А. Я. Exempla: литературный жанр и стиль мышления // Гуревич А. Я. Избр. тр. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 302–341.

Гуревич А. Я. Exemplerum // Словарь средневековой культуры. М.: РОССПЭН, 2003. С. 594–597.

Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М.: Наука, 1965. 438 с.

Задворный В. Л. Антоний Падуанский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2001. Т. 2. С. 673–674.

Зольникова Н. Д. Традиция средневековых exempla в творчестве староверов востока России (XX в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. No 15. С. 11–15.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2003. 544 с.

Карманова Н. А. Усть-Цилемские списки новеллы «Великого Зерцала» о покаянии трех разбойников // Изв. Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2013. Вып. 1 (13). С. 84–89.

Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 472 с.

Мула С. Средневековые цистерцианские exempla: между филологией и историей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. III: Филология. 2013. No 3 (33). С. 113–132.

Николаев С. И. К изучению «Великого Зерцала» // Сов. славяноведение. 1988. No 1. С. 74–76.

Панич Т. В. Артемьев // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2001. Т. 3. С. 467–468.

Поло де Болье М.-А. Сборники exempla на народных языках: Новая публика? Новые функции? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. III: Филология. 2013. No 3 (33). С. 75–97.

Самарина М. С. Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. No 4. С. 216–223.

Смирнова В. В. Чудо как жанрообразующий элемент средневековых жанров: житие, пример, видение: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2006. 254 с.

Ужанков А. Н. Учение о прилоге как духовная основа художественного образа Анны Карениной // Новый филологический вестник. 2017. No 2 (41). С. 89–100.

Хорева Л. Г. Жанр exempla как предшественник новеллы в средневековой испанской литературе // Вестник Рос. гос. гуманит. ун-та. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. No 7 (69). С. 206–217.

Цветочки святого Франциска Ассизского: Пер. с лат. М.: СП «Вся Москва», 1990. 208 с.

Шамин С. М. Легенда о святом-камнеплавце в русской литературной и фольклорной традиции // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. Вып. 11. С. 471–479.

Bednarek B. Święty Franciszek i franciszkanie w “Wielkim zwierciadle przykładów” // Observare Evangelium. Wrocławska Księga Jubileuszu 800-lecia Zakonu Braci Mniejszych / Pod red. F. M. Rosińskiego. Wrocław, 2009. S. 19–39.

Berlioz J. Consommateurs et consommation au Moyen Âge (XIIIe – XVe siècle). Le double apport des récits exemplaires // Consommateurs et consommation au Moyen Âge (XIe – XVe siècle). L’enjeu des sources, dans Guilhem Ferrand, Judicaël Petrowiste, éd. Paris, Publications de la Sorbonne, sous presse, 2017, pp. 1–28. URL: https://www.academia.edu/31682127/ (дата обращения 26.06.2019).

Brémond Cl. L'Exemplum mediéval est-il un genre litteraire? // Les Exempla medievaux: Nouvelles perspectives / Éd. J. Berlioz, M. A. Polo de Beaulieu. Paris-Geneve, 1998, pp. 21–28.

Brémond Cl., J. Le Goff J., J.-Cl. Schmitt J.-Cl. L'Exemplum // Typologie des Sources du Moyen Age Occidental. Fasc. 32. Turnhout, 1984, pp. 37–38.

Курцiус Е. Р. Ɛвропейська лiтература i латинське середньовiччя / Переклав з нiм. Анатолiй Онишко. Львiв: Лiтопис, 2007. 752 с.

Louis N. Exemplum ad usum: Définition d’usages d'un récit qui n'en a que la forme // Le Récit exemplaire (1200–1800) / Études réunies par V. Duché et M. Jeay. Paris, 2011, pp. 17–36.

Tubach Fr. C. Strukturanalytische Probleme – Das mittelalterliche Exemplum // Hessische Blätter für Volkskunde. 1968, band 59, p. 25–29.

Welter J. Th. L'exemplum dans la litterature religieuse et didactique du Moyen Age. Paris-Toulouse: OCCITANIA: Annciens Librairies Marqueste et Bouquet-Morainville réunies, 1927. 285 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН