|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Ассоциативная связь «война – победа» в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект) Авторы: Р. А. Кафтанов Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева ВНГ РФ, Новосибирск, Россия В рубрике Языкознание
Аннотация: Статья посвящена исследованию ассоциативной связи «война – победа», представленной в различных русских ассоциативных базах данных. Исследование показывает, что ассоциативная связь «война – победа» имеет низкую степень актуальности в обыденном языковом сознании. Это явление носит универсальный характер (что подтверждают исследования американской, британской, французской и испанской ассоциативных баз данных) и не зависит от географического региона, поколения или национальности. Актуальность ассоциативной связи «война – победа» возрастает в языковом сознании военных, которые относят слово победа не к историческому событию, а к продукту профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная идентификация испытуемых влияет на семантические и статистические характеристики ассоциатов. Ключевые слова: ассоциативное поле, ассоциативно-вербальная сеть, языковое сознание военных, русские ассоциативные базы данных и словари, война, победа Список использованной литературы: Акаев В. Х. Вторая мировая война в интерпретации западных и российских «исследователей»: попытки ревизии // Вестник Калм. ин-та гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 71–75. Залевская А. А. Некоторые проблемы подготовки ассоциативного эксперимента и обработки его результатов // Экспериментальные исследования в области лексики и фонетики: Учен. зап. Калинин. гос. пед. ин-та. 1971. Т. 98, ч. 2. С. 3–62. Залевская А. А. Значение слова через призму эксперимента: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. 240 с. Калинин О. И. Метафорический образ НОАК в СМИ КНР // Политическая лингвистика, 2018. Вып. 6, № 72. С. 55–59. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю. Н., Соро-кин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциатив-ный словарь. М.: Астрель: АСТ, 2002. Т. 1. С. 749–782. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: ЛКИ, 2010. 328 с. Караулов Ю. Н.Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Вопросы психолингвистики. 2015. № 3 (25). С. 14–35. Кафтанов Р. А. Динамика образа войны в русском языковом сознании (психолингвистический аспект) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 1. С. 149–160. Кафтанов Р. А. Война в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 154–165. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с. Крышталева В. Е. Милитарные метафоры в дискурсе президентов России и Франции в начале XXI века // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 2. С. 77–90. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 151 с. Потапчук М. А. Концепт «Война» в русском языке и культуре // Челябинский гуманитарий. 2011. Т. 4, № 17. С. 48–52. Санчес Пуиг М., Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А. Ассоциативные нормы испанского и русского языков = Normas asociativas del español y del ruso / РАН. Отд-ние лит. и яз., Мадрид. гос. ун-т Комплутенсе. Москва; Мадрид, 2001. 496 с. Шапошникова И. В. «Государственность большого стиля» и «государственный минимализм»: актуальные смыслы в структуре русского языкового сознания? // Вопросы психолингвистики. 2015. № 2 (24). С. 120–133. Шапошникова И. В. Мотивационная база реформы образования и профессиональная идентификация русской языковой личности // Вопросы психолингвистики. 2017. № 4 (34). С. 124–145. Шапошникова И. В. Теория актуальна, пока она работает // Вопросы психолингвистики. 2019. № 3 (41). С. 156–173. Anderson J. R., Bower G. H. Human associative memory. Washington, DC: Winston & Sons, 1973. 524 p. Jenkins J. The 1952 Minnesota word association norms // Norms of Word Association / Ed. by L. Postman, G. Keppel. New York; London: Academic Press, 1970. P. 1–38. Kiss G. R. Words, Associations, and Networks // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1968. No. 7. P. 707–713. Kiss G. R. Grammatical word classes: a learning process and its simulation // The Psychology of Learning and Motivation. 1973. Vol. 7. P. 1–41. Marshall G. R., Cofer Ch. N. Associative indices as measures of word relatedness: a summary and comparison often methods // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1963. Vol. 1. P. 408–421. Minsky M. The Society of Mind. New York: Simon & Schuster, 1988. 336 p. Nelson D. L., McEvoy C. L., Dennis S. What is free association and what does it measure? // Memory & Cognition. 2000. No. 28 (6). P. 887–899. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |