Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Тайна в поэтике жанра романтической трагедии («Испанцы» М. Ю. Лермонтова)

Авторы: Е. В. Головенкина

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2021Страницы 67-81
УДК: 821.161.1-21DOI: 10.17223/18137083/75/5

Аннотация: Тайна рассматривается как важный элемент поэтики романтической трагедии в связи с ее жанровыми особенностями: мелодраматизацией, способностью к жанрово-родовому синтезу. На материале драмы М. Ю. Лермонтова «Испанцы» анализируется роль мотива тайны в развитии действия, раскрытии внутреннего мира героя, возможность служить мотивировкой поступков героев и индикатором общепринятых социальных и нравственных норм. Отмечается, что в отличие от мелодрамы, где тайна выполняет сюжетообразующую функцию, стимулирует зрительский интерес и поддерживает драматическое напряжение, в «Испанцах» мотив тайны важен для реализации основного (трагедийного) конфликта. Таинственное в сюжете и в лирическом плане трагедии способствует пониманию сущности романтического конфликта, оказывает суггестивное воздействие на зрителя и углубляет психологизм трагедии.

Ключевые слова: драматургия, предромантизм, романтизм, М. Ю. Лермонтов, «Испанцы», романтическая трагедия, мелодрама, тайна

Список использованной литературы:

Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 30–80.

Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004. 416 с.

Вацуро В. Э. Историческая трагедия и романтическая драма 1830-х годов // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 352–357.

Вацуро В. Э., Мануйлов В. А. Драматургия Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. Л.: Наука, 1980. Т. 3. С. 575–584.

Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии VIII в. и «поэтизация» культуры: Автореф. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003. 40 с.

Владимирская Н. М. Драматургия // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1981 С. 144–146.

Головенкина Е. В. Жанровые особенности романтической драмы М. Ю. Лермонтова «Странный человек» // История русской литературы: Материалы XXXVII Междунар. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008а. С. 10–21.

Головенкина Е. В. Формирование жанра трагедии в ранней драматургии М. Ю. Лермонтова («Испанцы») // Кафедра: проблемы, поиски, перспективы. Новосибирск, 2008б. С. 30–37.

Головенкина Е. В. Поэтика жанра трагедии в ранней драматургии М. Ю. Лермонтова: «Люди и страсти» // Тарханский вестник. 2010. Вып. 23. С. 117–125.

Григорьян К. Н. Драматургия Лермонтова // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 368–402.

Ефимова З. С. Из истории русской романтической драмы. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова // Русский романтизм: Сб. ст. / Под ред. А. И. Белецкого. Л.: Academia, 1927. С. 26–50.

Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция. 2002. 288 с.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. М.: Изд-во МГУ, 1988. 198 с.

Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы VIII века. Статья 3-я. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы VIII века: от классицизма к романтизму. Л., 1983. С. 135–151.

Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. 88 с.

Кургинян М. С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. М.: Наука, 1968. Т. 2: Роды и жанры литературы. С. 238– 362.

Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. Л.: Наука, 1980. Т. 3. 623 с.

ЛЭ – Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1981. 746 с.

Луков Вл. А. Дидро и истоки новой европейской сценичности // Знание, понимание, умение. 2013. No 4. С. 121–129.

Луков Вл. А. Предромантизм. М.: Наука, 2006. 683 с.

Манн Ю. В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. М.: Аспект Пресс, 2001. 447 с.

Миллер О. В. Комментарии // Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2014. Т. 3: Драмы. С 527–585.

Мокульский С. Мелодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. М.: Сов. энцикл., 1934. Т. 7. С. 113–129.

Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. Л.: Гос. изд-во, 1924. 168 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН