|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Мифологический образ хозяина Алтая: функции и семантика Авторы: Л. С. Дампилова, Ж. М. Юша Институт филологии СО РАН Новосибирск, Россия В рубрике Фольклористика
Аннотация: Рассмотрены функции и семантика, сходства и различия мифологического образа хозяина Алтая в религиозных представлениях и обрядовой культуре тюркских и монгольских народов. Выявлено, что степень сохранения культа Алтая в настоящее время претерпевает определенные изменения в зависимости от ареала проживания того или иного народа. Образ хозяина Алтая имеет схожие мифологические, символические, виртуальные и реальные черты. В большинстве текстов доминирующим в его характере являются функции, олицетворяющие хозяина земли и всего живого на ней, покровителя богатства, божества плодородия, продолжения рода. Исследованы особенности функционирования фольклорных текстов в обрядовой практике, определены устойчивые мотивы ритуальных текстов, адресованные к духу – хозяину Алтая, охарактеризована этническая специфика сакрализации и обожествления алтайского пространства в традициях тюрко-монгольского мира. В ходе анализа вербального материала установлено, что в некоторых случаях со временем первичный денотативный знак теряется или при- обретает новую мифологическую версию. Ключевые слова: Алтай, обряд, вербальный код, мотив, семантика, Белый старец, тюркские и монгольские народы Список использованной литературы: Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Благопожелание: Ритуал и текст // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 168– 208. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 318 с. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 237 с. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. Ч. 1. 364 с. Жуковская Н. Л. Категории и символы традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988а. 198 с. Жуковская Н. Л. Цаган Эбуген // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1988б. Т. 2: К – Я. С. 611. Обрядность в традиционной культуре алтайцев: Коллективная монография / Ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова; ред. Н. В. Екеев, Е. Н. Кузьмина и др. Горно-Алтайск, 2019. 704 с. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227–284. Тюхтенева С. П. Земля. Вода. Хан-Алтай. Этническая культура алтайцев с ХХ в. Элиста: КалмГУ, 2009. 169 с. Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с. Юша Ж. М. Фольклор тувинцев Китая и Монголии (по результатам комплексной экспедиции 2011 г.). // Сибирский филологический журнал. 2012. No 3. С. 24– 29. Юша Ж. М. Тувинцы Китая в XXI веке: вехи истории и современное состояние // Новые исследования Тувы. 2017. No 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/699 (дата обращения 20.09.2020). Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века: Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, Изд-во СО РАН, 2018. 400 с. Дулам С. Монгол бэлгэдэл зүй. 1 дэвтэр. Улаанбаатар: Хэвлэлийн «Тоонот- принт XXK-д хэвлэл», 1999. 206 х. Монгол ардын баатарлаг тууль. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1982. 166 х. Монгол улсын угсаатны зүй, 2-р боть. Улаанбаатар, 1996. 204 х. Ринчен Б. Монгол бөөгийн дуудалга. Улаанбаатар: Зохиогчийн зөвшөөрөлгүй эвлэл, 2013. 300 х. Heissig W. Les religios de la Mongolie // Tucci Or., Heissig W. Les religions du Tibet et de la Mongolie. Paris: Payot, 1973. P. 340–490. Mostaert A. Note sur le culte du Vieillard blanc ches les Ordos // Studia Altaica. Festschrif fiir Nik. Poppe. Wiesbaden, 1957. P. 108–117. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |