Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников)

Авторы: Т. Г. Рабенко

Кемеровский государственный университет

В рубрике Языкознание

Выпуск 2, 2020Страницы 302-313
УДК: 811.161.1'42DOI: 10.17223/18137083/71/25

Аннотация: Развивается идея возможного изучения результатов естественной письменно-речевой деятельности рядового носителя языка с позиций аксиологической филологии. На примере личных писем девушек старшего подросткового возраста прослеживаются аксиологические доминанты современной девичьей культуры. Обнаруживаемые ценностные доминанты девичьих дневниковых записей формируются под влиянием различных объектов авторской рефлексии: внешнего (субъекты социума – взрослые, прежде всего родители, и сверстники) и внутреннего (личность подростка) миров, в отношении которых субъект занимает определенную ценностную позицию. Смысложизненные ориентации субъекта детерминируются его возрастной и гендерной отнесенностью (самостоятельность, эмоциональная независимость от родителей, признание личности подростка в кругу сверстников, самоидентификация в различных ее аспектах: онтологическом, нравственно-этическом, телесно-физическом), социальным статусом автора дневника – принадлежностью к школьной аудитории как социальной группе (независимость от мнения учителя, успешная учебная деятельность).

Ключевые слова: естественная письменная речь, дневник, аксиологический анализ, ценность, ценностная доминанта, подросток

Список использованной литературы:

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000, 288 с.

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

Архипова Н. Г. Рукописные девичьи альбомы: жанрово-тематическое своеобразие // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2006. Вып. 4. С. 26–32.

Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192 с.

Большаков В. П. Теория культуры. СПб.: Санкт-Петербург, 2008. 164 с.

Борисов С. Б. Мир русского девичества 70–90 годы XX века. М.: Ладомир, 2002. 343 с.

Вознесенская И. М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. No 3. С. 41–48.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.

Ерохина Е. А., Филиппова Е. В. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 57–68.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

Купина Н. А., Ицкович Т. В. Филологическая аксиология: итоги работы Международной научной конференции «Аксиологические аспекты современных филологических исследований» // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, No 4. С. 1202–1206.

Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Жанровое имя как фактор стабилизации речевого жанра (на материале жанра дневника) // Вестник Том. гос. ун-та. 2018. No 437. С. 29–35.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.

Левкова Т. В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. No 1. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения 07.03.2020).

Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст. М.: Водолей, 2007. 264 с.

Мосиенко Л. В. Аксиологические доминанты в художественных произведениях Гийома Мюссо // Вестник Оренб. гос. ун-та. 2014. No 11 (172). С. 47–52.

Овсянико-Куликовский Д. Н. Из книги «М. Ю. Лермонтов» // М. Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 461–474.

Пигров К. С. Забота о своей духовности, или техника скриптизации индивиду- альной жизни // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. 2004. Вып. 4, No 4. C. 75–107.

Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в вариантологическом аспекте: Дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2018. 356 с.

Рабенко Т. Г. Инвариантные и вариантные признаки жанров естественной письменной речи (на материале жанров «личный дневник», «личное письмо», «личная записка») // Жанры речи. 2020. No 1 (25). С. 6–14.

Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М.: 1989.ру, 2006. 193 с.

Тороп П. Тотальный перевод. Тарту: Научный поиск, 1995. 256 с.

Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

Чурилова Е. Е. Особенности репрезентации самосознания в личных дневниках современных девушек: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.

Чурилова Е. Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. М.: Прометей, 2016. 167 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН