|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) Авторы: Т. Г. Рабенко Кемеровский государственный университет В рубрике Языкознание
Аннотация: Развивается идея возможного изучения результатов естественной письменно-речевой деятельности рядового носителя языка с позиций аксиологической филологии. На примере личных писем девушек старшего подросткового возраста прослеживаются аксиологические доминанты современной девичьей культуры. Обнаруживаемые ценностные доминанты девичьих дневниковых записей формируются под влиянием различных объектов авторской рефлексии: внешнего (субъекты социума – взрослые, прежде всего родители, и сверстники) и внутреннего (личность подростка) миров, в отношении которых субъект занимает определенную ценностную позицию. Смысложизненные ориентации субъекта детерминируются его возрастной и гендерной отнесенностью (самостоятельность, эмоциональная независимость от родителей, признание личности подростка в кругу сверстников, самоидентификация в различных ее аспектах: онтологическом, нравственно-этическом, телесно-физическом), социальным статусом автора дневника – принадлежностью к школьной аудитории как социальной группе (независимость от мнения учителя, успешная учебная деятельность). Ключевые слова: естественная письменная речь, дневник, аксиологический анализ, ценность, ценностная доминанта, подросток Список использованной литературы: Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000, 288 с. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. Архипова Н. Г. Рукописные девичьи альбомы: жанрово-тематическое своеобразие // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2006. Вып. 4. С. 26–32. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192 с. Большаков В. П. Теория культуры. СПб.: Санкт-Петербург, 2008. 164 с. Борисов С. Б. Мир русского девичества 70–90 годы XX века. М.: Ладомир, 2002. 343 с.Вознесенская И. М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. No 3. С. 41–48. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с. Ерохина Е. А., Филиппова Е. В. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 57–68. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с. Купина Н. А., Ицкович Т. В. Филологическая аксиология: итоги работы Международной научной конференции «Аксиологические аспекты современных филологических исследований» // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, No 4. С. 1202–1206. Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Жанровое имя как фактор стабилизации речевого жанра (на материале жанра дневника) // Вестник Том. гос. ун-та. 2018. No 437. С. 29–35. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с. Левкова Т. В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. No 1. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения 07.03.2020). Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст. М.: Водолей, 2007. 264 с. Мосиенко Л. В. Аксиологические доминанты в художественных произведениях Гийома Мюссо // Вестник Оренб. гос. ун-та. 2014. No 11 (172). С. 47–52. Овсянико-Куликовский Д. Н. Из книги «М. Ю. Лермонтов» // М. Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 461–474. Пигров К. С. Забота о своей духовности, или техника скриптизации индивиду- альной жизни // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. 2004. Вып. 4, No 4. C. 75–107. Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в вариантологическом аспекте: Дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2018. 356 с. Рабенко Т. Г. Инвариантные и вариантные признаки жанров естественной письменной речи (на материале жанров «личный дневник», «личное письмо», «личная записка») // Жанры речи. 2020. No 1 (25). С. 6–14. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М.: 1989.ру, 2006. 193 с. Тороп П. Тотальный перевод. Тарту: Научный поиск, 1995. 256 с. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с. Чурилова Е. Е. Особенности репрезентации самосознания в личных дневниках современных девушек: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 26 с. Чурилова Е. Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. М.: Прометей, 2016. 167 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |