![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Л. С. Соболева, М. А. Голендухина Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург В рубрике Литературоведение
Аннотация: Рассматривается важный аспект литературного процесса XVII в. – утверждение ценности личности автора в литературе. Самобытно и талантливо этот момент проявляется в «Житии» протопопа Аввакум Петрова. Обращаясь к принятому в средневековой поэтике при изображении человека принципу уподобления и сопоставления, автор показывает многогранную личность, добиваясь тем самым индивидуализации персонажа. При этом Аввакум не избегает сочетания праведности и греховности, высокого и бытового. Главным приемом становится драматизация рассказа и обращение к ролевой системе воплощения персонажа. Этот прием, выполняя коммуникативную функцию, позволяет детерминировать читательские переживания, углубляет смысл текста и увеличивает масштаб фигуры автора. В контексте этого подхода Аввакум-писатель сближает своего персонажа с наиболее признаваемыми в данном времени и социальном контексте ролями, каждая из которых должна была оказывать значительное влияние на восприятие Аввакума-героя, формируя у читателя высокозначимую аксиологическую систему и детерминируя поведение сторонников автора в религиозном противостоянии. Преобразуя происходящее с героем в божественный замысел спасения мира, автор видит возможность преодоления распада через равновеликость Аввакума библейским борцам с отступничеством и ересью. Ключевые слова: протопоп Аввакум, Житие, ролевой образ, драматизация, русская литература XVII в. Список использованной литературы: Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1937. 261 с. Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. 384 с., ил. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. Репринт. изд. М.: Российское Библейское общество, 1997. 1658 с. Герасимова Н. М. Поэтика «Жития» протопопа Аввакума: Учеб. пособие. СПб.: Ред.-изд. отд. Санкт-Петербург. гос. ун-та, 1993. 87 с. Гуревич А. Я. Личность // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: РОССПЭН, 2003. С. 260–270. (Серия «Summa culturologiae») Демкова Н. С. Драматизация повествования в сочинениях протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1988. Т. 41. С. 302–316. Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 110 с. Зарецкий Ю. П. Автобиография и правда: Аввакум Петрович о Настасье Марковне // AvtobiografiЯ. 2013. Т. 2, № 2. С. 13–23. Ивлева Л. М. Маска в системе ряженья: игровой и мифологический аспекты (к вопросу о маске в традиционном русском быту) // Зрелищно-игровые формы народной культуры: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Л. М. Ивлева. Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 34–45. Ивлева Л. М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 196 с. Кузьмина В. П. Из истории русского демократического театра XVIII века // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук, 1954. Т. 10. С. 408–426. Лихачев Д. С. Юмор протопопа Аввакума // Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 402–416. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков: эпохи и стили. СПб.: Наука, 1998. 254 с. Лихачев Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа: В 2 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 26–39. Менделеева Д. С. «Житие» протопопа Аввакума // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие / Отв. ред. А. С. Демин. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 409–420. Михайлова Т. А. Королева Горм(ф)лат – имя как микротекст // Именослов: Заметки по исторической семантике имени / Сост. Ф. Б. Успенский. М.: Индрик, 2003. С. 184–200. Морозов А. А. Национальное своеобразие и проблема стилей // Русская литература. 1967. Т. 9, № 3. С. 102–123. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в русской прозе XIII – первой трети XIX в. (генезис, становление традиции, специфика функционирования). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 189 с. Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 12. 729 с.; 2009. Т. 21. 752 с. Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей – 1054 г.) Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1964. 614 с. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Под ред. В. И. Малышева, Н. С. Демковой, Л. А. Дмитриева. Л.: Наука, 1975. 263 с. Ранчин А. М. Проблемы барокко и сочинения Аввакума // Статьи о древнерусской литературе. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 188–193. Робинсон А. Н. Исповедь-проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) // Историко-филологические исследования: Сб. ст. к 75-летию акад. Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967. С. 358–369. Рогов А. И. Проблемы славянского барокко // Славянское барокко: историко- культурные проблемы эпохи. М.: Наука, 1979. С. 3–12. Рыбинский В. П. Ветхозаветные пророки // Тр. Киевской духовной академии. 1907. Т. 3, № 12. С. 603–619. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесн. Имп. акад. наук, 1895. Т. 2. 1802 стб. Суперанская А. В. Современный словарь личных имен: Сравнение. Происхождение. Написание. М.: Айрис-пресс, 2005. 384 с. Успенский Ф. Б.. Литвина А. Ф. Агиография и выбор имени в Древней Руси // Славяноведение. 2005. № 4. С. 25–42 Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 464 с. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |