![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Гершеле Острополер в «Конармии» Исаака Бабеля (Пан Аполек: археология образа) Авторы: Геннадий Сергеевич Жарников В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Статья посвящена комплексному анализу образа пана Аполека, одного из ключевых персонажей цикла Исаака Бабеля «Конармия». Несмотря на обширную исследовательскую традицию, в рамках которой были изучены ападноевропейские культурные пласты, формирующие данный образ, его глубинные связи с идишской фольклорной культурой остаются малоизученными. Научная новизна настоящей работы заключается в попытке выявить в структуре образа фундаментальный пласт, восходящий к фигуре идишского народного героя Гершеле Острополера. В качестве основного методологического инструмента используется сравнительно-сопоставительный анализ рассказа «Пан Аполек» и ранней новеллы Бабеля «Шабос-нахаму», являющейся художественной обработкой сюжета о Гершеле. Исследование доказывает, что структурное и фабульное сходство этих текстов неслучайно: Бабель сознательно переносит модель поведения и философские установки идишского плута на своего польского художника. В статье детально рассматриваются общие для обоих персонажей мотивы и концепты. Проводится анализ телесной организации героев, основанной на оппозиции «малого» тела (галутный тип) и противостоящего ему «большого» тела враждебного мира, что актуализирует мифологическую модель «Давид против Голиафа». Исследуется стратегия плутовства как основное оружие слабого, позволяющее не только выживать, но и побеждать. Особое внимание уделяется трансформации функции утешения: если в истории о Гершеле она вынесена на уровень заглавия и адресована читателю, то в «Пане Аполеке» она становится центральным сюжетообразующим элементом, проявляясь в актах артистического преображения реальности. Кроме того, анализируются константные для обоих образов мотивы веселья, смеха и артистизма, которые Бабель возводит в ранг философских принципов мудрого отношения к бытию. Выводы статьи показывают, что пан Аполек представляет собой сложный культурный симбиоз. Его европейская оболочка скрывает идишское ядро, восходящее к архетипу luftmensch и трикстера. Таким образом, в фигуре идеального художника Бабель синтезирует ашкеназскую жизненную философию с канонами европейского искусства, создавая уникальный образ, ключевой для понимания всей эстетической системы писателя. Ключевые слова: Исаак Бабель, Конармия, пан Аполек, Гершеле Острополер, идишский фольклор, трикстер, луфтменш, архетип, сравнительный анализ Список использованной литературы: Вайскопф М. Между огненных стен. Книга о Исааке Бабеле. М.: Книжники, 2017. 494 с. Зихер Э. Шабос-нахаму в Петрограде: Бабель и Шолом-Алейхем // Исаак Бабель в историческом и литературном контексте: ХХI век. М.: Книжники; Литературный музей, 2016. С. 452–473. Пирожкова А. Н. Я пытаюсь восстановить черты: О Бабеле – и не только о нем. М.: АСТ, 2013. 605 с. Слезкин Ю. Эра Меркурия: Евреи в современном мире. М.: НЛО, 2005. 544 с. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |