Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Мотив заточения на Луне в мировой и сибирской мифологии

Авторы: Лиморенко Ю. В.

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 1, 2022Страницы 20-30
УДК: 398.22 (=512.1)DOI: 10.25205/2410-7883-2022-1-20-30

Аннотация:

Исследуется семантика мотива заточения на Луне, представленного в мифологических нарративах народов Сибири и Дальнего Востока, на общемировом фоне. Рассмотрены причины, по которым Луна может восприниматься в мифологических традициях как место, откуда нельзя вернуться по своей воле. Перенесение на Луну означает пересечение границы между миром людей и небесами, что возможно только с помощью сверхъестественной силы. Показано, какие общие черты с традициями Европы и Азии сохраняют сибирские варианты мотива и в чем их отличия. Семантика мотива в его базовой форме включает субъект (агенса) - Луну и объект переноса (пациенса) - человека. В европейских вариантах место агенса часто занимает бог, а Луна становится локусом, куда отправляется преступник.

В сибирских вариантах нарративов о чудовищах, как правило, действуют два субъекта: Луна и существо, совершающее преступление, а также объекты - страдающие от чудовища люди. Сибирские варианты мотива, где Луна оскорблена или подвергается осмеянию, по семантике совпадают с базовым европейским мотивом. В этих вариантах частым признаком ситуации является вода: согласно верованиям многих народов Евразии, ходить по воду в лунную ночь означает подвергнуться сверхъестественной опасности, например, быть унесенным на Луну.

Делается вывод о том, что варианты мотива заточения на Луне, зафиксированные в сибирских традициях: у обских угров, самодийцев, тюркоязычных народов Южной Сибири, кетов и айнов, - распадаются на два типа. Один полностью совпадает по семантике с рядом европейских вариантов об оскорблении Луны, второй не имеет известных аналогов в других мифологических традициях и представляет собой уникальный южносибирский мотив.

Ключевые слова: мотив, Луна, лунарные мифы, человек на Луне, тюркская мифология, семантика мотива

Список использованной литературы:

Бадер О. Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне / Отв. ред. Т. В. Николаева. М.: Наука, 1978. С. 40-46.

Бурнаков В. А., Цыденова Д. Ц. Традиционные астральные воззрения хакасов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, № 7: Археология и этнография. С. 270-278.

Бурнаков В. А., Цыденова Д. Ц. Луна в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, № 3: Археология и этнография. С. 267-279.

БЭ - Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб.: 1901. Т. ХХХПа (64): Тай - Термиты.

Ваганова Е. Н. Культ луны в религиозных верованиях мордовского народа // Финно-угорский мир. 2013. № 1. С. 94-99.

Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Приро¬да и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 320 - 331.

Вдовин И. С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // При¬рода и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 217¬253.

Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 268-291.

Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая (мифы, легенды, предания, благо- пожелания) / Под ред. Х. Г. Короглы. Горно-Алтайск, Г орно-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва. 1978. 112 с.

МНМ - Мифы народов мира. Энцикл.: В 2 т. 2-е изд. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 2: К-Я. 721 с.

МЛПТ - Мифы, легенды, предания тувинцев / Сост. Н. А. Алексеев, Д. С. Ку- улар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. Новосибирск: Наука, 2010. 372 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 28)

НПА - Несказочная проза алтайцев / Сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. Новосибирск: Наука, 2011. 576 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30)

НПХ - Несказочная проза хакасов / Сост. В. В. Миндибекова, Г. Б. Сыченко и др. Новосибирск: Наука, 2016. 540 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 34)

Ойноткинова Н. Р. Мифологическая картина мира алтайцев: концепты, сюжеты, мотивы. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021а. 622 с.

Ойноткинова Н. Р. Мифологический словарь алтайцев. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021б. 600 с.

Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи). Историко-этнографические очерки. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2012. 626 с. (Varia Ethmografica)

Хомич Л. В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1978. С. 17-30.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН