Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Две версии предательства Иуды: Сказание Иеронима и «Трагедия о Иуде, принце искариотском» А. М. Ремизова

Авторы: Климова М. Н.

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 1, 2022Страницы 5-19
УДК: 82: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2022-1-5-19

Аннотация:

Восприятие Иуды Искариота в мировой культуре неоднократно менялось. Скупые сведения о нем у евангелистов обрастали в средневековых апокрифах причудливыми эпизодами, дополнявшими Писание или спорившими с ним, у авторов же Нового времени образ ученика-предателя нередко подвергался углубленной рефлексии, усложнению и даже частичной «реабилитации». Крайние точки в спектре возможных трактовок главного евангельского злодея выявляет сравнение пьесы А. М. Ремизова «Трагедия о Иуде, принце искариотском» (1909) с ее источником – древнерусским Сказанием Иеронима о Иуде Предателе. По мысли автора Сказания, его содержание должно было доказать врожденную порочность будущего предателя Мессии, ибо жизненный путь его еще до встречи с Учителем был обременен злодеяниями Каина и Эдипа. Но однозначно негативной оценке Иуды в этом сочинении препятствовала средневековая традиция использования Эдипова сюжета в качестве иллюстрации христианского догмата о покаянии и искуплении, кроме того, в тексте памятника былые прегрешения Иуды-апостола были отпущены ему Христом. Это внутреннее противоречие создавало пред-посылки для возможной «реабилитации» заглавного персонажа Сказания, хотя слабая вариативность этого сухого и схематичного текста охранялась его сюжетной близостью к событиям Священной истории. В пьесе А. М. Ремизова с ее фольклорной стихией, ярким национальным колоритом и сложной любовной интригой не только преодолен схематизм первоисточника, но и сознательно укрупнен образ заглавного персонажа, превращенного в героя трагедии рока. Переосмыслено в пьесе и предательство Иуды, странно симметричное здесь искупительной жертве Христа. Гонимый судьбой принц Иуда, даже не обсуждая возможного пути покаяния, добровольно жертвовал бессмертием души ради спасения человечества. В этой странной версии евангельского предательства отразилось не только влияние популярных тогда идей гностицизма, но и широко обсуждаемые русским обществом нравственные проблемы, связанные с деятельностью сторонников революционного террора.

Ключевые слова: Новый Завет, евангельские сюжеты и мотивы, Иуда Искариот, апокрифы, гностицизм, Эдипов сюжет, христианство и литература, древнерусская литература, русская литература

Список использованной литературы:

Аверинцев С. С. Иуда Искариот // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1980. Т. 1. С. 580-581.

Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991. 478 с.

Волошин М. А. Евангелие от Иуды // Наука и религия. 1992. № 2. С. 18-19.

Грачева А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000. 369 с.

Дмитриева Р. П. «Повесть о Петре и Февронии» в пересказе А. М. Ремизова // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 155-176.

Иезуитова Л. А. Три Иуды в русской литературе Серебряного века: Л. Андре¬ев, М. Волошин, А. Ремизов // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб.; Салерно, 2003. С. 55-68.

Иуда // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 380-389.

Иуда Искариот // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 390-400.

Климова М. Н. Особая редакция Сказания Иеронима о Иуде Предателе // Об¬щественное соз-нание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 123-128.

Климова М. Н. «Трагедия о Иуде, принце искариотском» А. М. Ремизова и ее древнерусский источник // Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, Ю. В. Шатин. Новосибирск, 1995. С. 85-101.

Книга Иуды: Антология / Сост., предисл. и коммент. С. А. Ершова. СПб.: Ам¬фора, 2006. 430 с. (Александрийская библиотека)

Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959.

Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1977.

Кузмин М. А. Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923.

Купченко В. Подвиг высшего смирения // Наука и религия. 1992. № 2. С. 16-17.

Лурье Я. С. А. М. Ремизов и древнерусский «Стефанит и Ихнилат» // Русская литература. 1966. № 4. С. 176-179.

НямцуА. Е. Новый Завет и мировая литература. Черновцы, 1993. 243 с.

Пигин А. В. Повесть А. М. Ремизова «Соломония Бесноватая» и ее древнерус¬ский источник // Русская литература. 1989. № 2. С. 114-130.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976. 325 с.

Ремизов А. М. Трагедия о Иуде, принце Искариотском. Пг., 1919.

Розанов Ю. В. Драматургия Алексея Ремизова и проблем стилизации в рус¬ской литературе начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Вологда, 1994.

Розанов Ю. В. Иуда Искариот в трактовке Алексея Ремизова // Библейские мо¬тивы и образы в русской литературе: Материалы в помощь студентам и учителям. Вологда, 1995. С. 43-51.

Соловьев С. Историко-литературные этюды: к легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. Вып. 1.

Четина Е. М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной куль¬туре: Проблемы интерпретации. М.: Флинта: Наука, 1998. 102 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН