Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Мстислав Добужинский и его кабаретные компаньоны: парижский сезон «Летучей Мыши» 1926 года

Авторы: А. Б. Устинов

В рубрике Сюжет в художественной культуре XX века

Выпуск 2, 2020Страницы 490-595
УДК: 73/76DOI: 10.25205/2410-7883-2020-2-490-595

Аннотация: Работа посвящена сотрудничеству Мстислава Валериановича Добужинского (1875– 1957) с парижским театром «Летучая Мышь» под руководством актера, конферансье, режиссера-постановщика и вдохновителя русского кабаре Никиты Балиева (настоящее имя Мкртич Балян (арм. Նիկիտա Բալիեւ; 1877 (?) ‒ 1936). Именно он пригласил Добужинского, пока тот готовил свою большую выставку в Берлине, выступить в качестве ведущего художника-постановщика в сезоне «Летучей Мыши» 1926 г. К этому времени Балиев создал себе репутацию успешного европейского антрепренера, а его театр-кабаре за шесть лет заграничного существования откатал три продолжительные гастроли на Бродвее. Добужинский принял его приглашение, в первую очередь связывая с «Летучей Мышью» надежду на улучшение своего материального положения. За полтора года, проведенных в Европе, ему не удалось этого добиться ни в Риге, ни в Каунасе, ни в Берлине. В конце мая он приступил к подготовке программы нового парижского сезона в союзе с хореографом Борисом Романовым и драматургом Петром Потёмкиным. Добужинский также привлек к исполнению сценографии для балиевских интермедий своего сына Ростислава и его жену Лидию Копняеву. Премьера новой программы состоялась 1 октября, и она снискала успех у публики в Париже и позже в Берлине. Парижский сезон «Летучей Мыши» 1926 г. стал едва ли не самым знаменательным, но одновременно ‒ решающим для Балиева, поскольку обозначил исчерпание самой идеи русского театра-кабаре за границей. Несмотря на то что американские гастроли были тогда отменены, «Летучая Мышь» всё же попала поздней осенью 1927 г. на Бродвей. Эта программа стала последней для театра Балиева, каким его узнала и полюбила Америка. Это была уже совсем другая «Летучая Мышь» ‒ «континентальная», как назвали ее американские критики, малоинтересная и для парижской, и для бродвейской публики.

Ключевые слова:

Список использованной литературы:

А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский: Переписка (1903‒1957) / Сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб., 2003.

Андреева Е. Пять рисунков М. В. Добужинского из бывшего собрания В. Н. Аргутинского-Долгорукова // Пинакотека. 1998. No 6–7. С. 84‒87.

Анри-Сафье Э. «Веселые вечера» «художественников»: о капустниках МХТ в первое десятилетие ХХ века // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918 / Сост. Н. Букс, Е. Пенская. М., 2017. С. 258‒263.

[Без подписи]. «Летучая Мышь» // Последние Новости (Париж). 1924. No 1359, 30 сент. С. 4.

[Без подписи]. М. В. Добужинский в Берлине // Возрождение (Париж). 1926a. No 233, 21 янв. С. 4.

[Без подписи]. Вечер П. П. Потёмкина // Последние Новости (Париж). 1926б. No 1925, 30 июня. С. 3.

[Без подписи]. Кончина П. П. Потёмкина // Сегодня (Рига). 1926в. No 241, 26 окт. С. 2.

[Без подписи]. Художник М. В. Добужинский в Париже // Возрождение (Париж). 1926г. No 361, 29 мая. С. 3.

[Без подписи]. 50 лет газетной работы // Возрождение (Париж). 1936. No 3952, 29 марта. С. 2.

Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд., доп. М., 1990. Кн. 4‒5. (Литературные памятники)

Бичюнас В. 30 лет художником на сцене. Из беседы с М. В. Добужинским. (Письмо из Ковно) // Сегодня (Рига). 1932. No 354. 22 дек. С. 8.

Бичюнас В. На литовском культурном фронте (Письмо из Каунаса) // Сегодня (Рига). 1939. No 277, 7 окт. С. 3.

Волконский С., кн. «Пиковая дама» // Последние новости (Париж). 1931. No 3591, 21 янв. С. 3.

Галанина Е. Мейерхольд в «Лукоморье» // Мейерхольдовский сборник / Ред.- сост. О. Фельдман. М., 2000. Вып. 2: «Мейерхольд и другие». Документы и материалы.

Добужинский М. О Художественном Театре (Из воспоминаний художника) // Новый Журнал (Нью-Йорк). 1943. Кн. 5. С. 23‒62.

Добужинский М. Воспоминания. <Под общей ред. Е. Климова>. Нью-Йорк, 1976. Т. 1. 386 c.

Добужинский М. Письма / Изд. подгот. Г. Чугунов. СПб., 2001.

Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 1991.

Евреинов Н. Режиссер и декоратор // Ежегодник Императорских театров. 1909. Вып. 1. С. 80‒89.

Евреинов Н. Оригинал о портретистах / Сост., подгот. текстов и коммент. Т. Джуровой, А. Зубкова, В. Максимова. М., 2005.

-ъ. Театр и музыка. У Н. Ф. Балиева // Руль (Берлин). 1926. No 1834, 12 дек. С. 8.

Железная маска <Цвибак Я.>. Говорят, что... // Иллюстрированная Россия (Париж). 1926. No 41 (74), 9 окт. С. 19.

Збор<овский> Н. Будущий театральный сезон // Иллюстрированная Россия (Париж). 1926. No 35 (68), 28 авг. С. 17.

Зноско-Боровский Евг. Театральные заметки. «Летучая Мышь» // Последние Новости (Париж). 1925. No 1574, 12 июня. С. 4.

Из архива театра «Лукоморье» и студии на Жуковской / Подгот. текста и примеч. Ю. Галаниной, В. Коршуновой, Н. Панфиловой // Мейерхольдовский сборник / Ред.-сост. О. Фельдман. М., 2000. Вып. 2: «Мейерхольд и другие». Документы и материалы. С. 271‒290.

Конечный А., Мордерер В., Парнис А., Тименчик Р. Артистическое кабаре «Привал комедиантов» // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1988. М., 1989. С. 96‒154.

Кузмин М. Андерсеновский Добужинский // Жизнь Искусства (Петроград). 1919. No 123, 29 апр. С. 1.

Кузмин М. Театр: В 4 т. / Сост. <и примеч.> А. Тимофеева; под ред. В. Маркова, Ж. Шерона. Oakland, 1994. Т. 4: Дополнения. (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 31)

Кузмин М. Дневник 1905‒1907 / Предисл., подгот. текста и коммент. Н. Богомолова, С. Шумихина. СПб., 2000.

Кузмин М. Дневник 1908‒1915 / Предисл., подгот. текста и коммент. Н. Богомолова, С. Шумихина. СПб., 2005.

Н. «Летучая мышь» // Последние Новости (Париж). 1926. No 1870, 6 мая. С. 4.

Н. К. Р<оминский>. Добужинский ‒ о французском искусстве и о русских художниках // Сегодня (Рига). 1930. No 33, 2 февр. С. 12.

Не-Театрал <Струве Г.>. «Дибук» в Габиме // Возрождение (Париж). 1926. No 394. 1 июля. С. 4.

Офросимов Ю. Кабарэ // Руль (Берлин). 1922. No 573, 17 окт. С. 5.

Офросимов Ю. <О> «Летучей мыши» // Руль (Берлин). 1926a. No 1844, 24 дек. С. 4.

Офросимов Ю. «Летучая мышь» // Руль (Берлин). 1926б. No 1845, 25 дек. С. 8.

Парнис А., Тименчик Р. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1983. Л., 1985. С. 160‒257.

Переписка М. А. Кузмина и В. Э. Мейерхольда 1906‒1933 / Публ. и примеч. П. Дмитриева // Минувшее. Исторический альманах. 20. М.; СПб., 1996. С. 337– 388.

Потёмкин П. Полеты «Летучей мыши» // Театр и искусство / Le Theatre et l’Art (Париж). 1924. No 2. С. 13.

Потёмкин П. «Доктор Дапертутто» (из театральных воспоминаний) // Последние Новости (Париж). 1926. No 1908, 13 июня. С. 3.

«Сказки Андерсена» // Жизнь Искусства (Петроград). 1919. No 122, 26 апр. С. 5.

Станиславский К. Капустники // Руль (Берлин). 1926. No 1679, 13 июня. С. 2‒3.

Станиславский К. Собр. соч. В 8 т. / Ред. В. Виленкин. М., 1960. Т. 7: Письма 1886‒1917.

Станиславский К. Собр. соч.: В 9 т. / Коммент. И. Соловьевой. М., 1988. Т. 1: Моя жизнь в искусстве.

Станиславский К. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. И. Виноградская, Е. Кеслер; коммент. И. Виноградской, З. Удальцовой; вступ. ст. А. Смелянского. М., 1999. Т. 9: Письма: 1918–1938.

Т<верской> В. Камерный театр // Вечернее Время (Рига). 1924. No 239, 29 дек., С. 5.

Тименчик Р. Добужинский в Риге // Даугава (Рига). 1988. No 8. С. 114‒121.

Устинов А., Шишкин А. Pictura poema silens: Мстислав Добужинский на «Башне» Вячеслава Иванова // Europa Orientalis (Salerno). 2017. Vol. 29. P. 355‒389.

Чебышев Н. «Синяя Птица» ‒ феерия в 4 актах и 11 картинах Мориса Метерлинка // Возрождение (Париж). 1927. No 942, 31 дек. С. 3.

Чугунов Г. М. В. Добужинский. Монография. Л., 1984.

[Anonyme]. Au Théâtre de la Madeleine. – Le nouveau spectacle de la Chauve- Souris // Le Rappel. 1926. N o 20, 5 octobre. 409. P. 3.

[Anonymous]. Moscow ‘Bat Theatre’ Coming to New York. Comstock & Gest Engage Versatile Chauve-Souris Company Now in London // The New York Times. 1922a. No. 23, 357. January 5. P. 13.

[Anonymous]. Chauve-Souris Anew on the Century Roof. Balieff’s Versatile Russian Artists Give Merry Vaudeville Bill in Fairyland Theatre // The New York Times. 1922b. No. 23, 509. June 6. P. 17.

[Anonymous]. Summer Shows, New Style // The New York Times. 1922c. No. 23, 510. June 7. P. 15.

[Anonymous]. ‘Katinka Marries the Wooden Soldier’; Her ‘Unexpected Romance’ One of the Features of New Program of Balieff's Chauve-Souris // The New York Times. 1922d. No. 23, 636. October 11. P. 29.

[Anonymous]. Moscow Players Welcomed Here. Famous Art Theatre Company Greeted by Fellow-Countrymen and Americans // The New York Times. 1923. No. 23, 722. January 5. P. 11.

[Anonymous]. Moscow Players Bid Us Farewell. Audience Refuses to Hed Admonition of No Applause Until the Close // The New York Times. 1924. No. 24, 216. May 13. P. 25.

[Anonymous]. Morris Gest Details Plans for the Season. Will Sponsor ‘Chauve- Souris’ Here Again – Repeats He Will Build a New York Theatre // The New York Times. 1926. No. 25, 052. August 27. P. 11.

Annuaire de la Société des auteurs et compositeurs dramatiques. T. X [3 eme Fascicule]. Exercice 1926–1927. Paris, 1927.

Bernstein Herman. Stanislavsky Plays Stanislavsky. His Early Days on the Russian Stage – The Moscow Art Theatre a Dream That Came True // The New York Times. 1924. No. 24, 228. May 25. P. 32, 55 (Section 3: The New York Times Book Review, p. 1, 25).

Bidou Henry. Sur la scène // Vogue. 1926. Vol. 7. N o 11 (1 er Novembre). P. 28‒29, 58.

Chase William B. The Last Laugh Out of Russia // The New York Times. 1922. No. 23, 367, January 15. P. 43 (Section 3: The New York Times Book Review and Magazine, p. 9)

Corbin John. The High Art of “Chauve-Souris” // The New York Times. 1922. No. 23, 647. October 22. P. 97 (Section 8, p. 1).

Corbin John. The Play: “Chauve-Souris,” Fourth Version // The New York Times. 1923. No. 23, 722. January 5. P. 12.

Ramsay Hobart. Maeterlinck and Maupassant // The New York Times. 1924. No. 24, 095. January 13. P. 41 (Section 3: The New York Times Book Review, p. 13).

Sayler Oliver M. Balieff Infuses New Blood in Return of Chauve Souris // The New York Times. 1924. No. 24, 354. September 28. P. 158. (Section 7, p. 4)

Stanislavsky Constantin. My Life in Art / Trans. from the Russian by J. J. Robbins. Boston, 1924.

Théâtre de la Madeleine. Nikita Balieff a l’honneur de présenter son nouveau spectacle du Théâtre de la Chauve-Souris. Saison 1926–27 Octobre-Novembre. Paris, 1926.

Young Stark. The Play. The Third Chauve Souris // The New York Times. 1925. No. 24, 463. January 15. P. 25.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН