Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Оживающие картины» в «Детстве Люверс» Б. Пастернака

Авторы: К. В. Абрамова

В рубрике Сюжет в художественной культуре XX века

Выпуск 2, 2020Страницы 472-489
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2020-2-472-489

Аннотация: Основной нашей целью является рассмотрение особенностей построения образов в повести Бориса Пастернака «Детство Люверс». В связи с этим мы обращаемся к анализу отдельных эпизодов повести, которые, на наш взгляд, становятся ключевыми для раскрытия темы взросления главной героини. Само повествование в прозаических текстах поэта строится таким образом, что все его составляющие наделяются особой внутренней динамикой, благодаря которой образы теряют свои очертания, преображаются, получают дополнительные, не всегда поддающиеся расшифровке смыслы. Мы подробно останавливаемся на трех моментах: столкновение Жени Люверс с Мотовилихой – момент окончания ее младенчества, и две встречи героини с Цветковым, «посторонним», фигура которого оказывает влияние на сознание Жени, на ее переход к взрослению. В рассматриваемых эпизодах возникает намек на «экфрастический след»: образы и предметы в повести как будто складываются в подобие описания картины, хотя прямые отсылки на живописные или скульптурные образы в повести отсутствуют. Мы анализируем, как возникают в тексте Пастернака подобия экфразы и как они преобразуют пространство повести. Появляющиеся в повести картины часто заключаются в некое подобие рамки (визуальной или символической, например звуковой), они на мгновение застывают, но затем вновь приходят в движение. Предметы, которые появляются в этих описаниях, и границы между ними становятся зыбкими, всё в пространстве текста колеблется между статикой и динамикой. Мы подробно останавливаемся на анализе образов и мотивов, которые сопровождают переломные для героини моменты перехода от младенчества к детству, а затем к взрослению, и приходим к выводу, что они наполнены живописными аллюзиями, все объекты находятся в сложной взаимосвязи: предметы теряют свои очертания и наделяются внутренней динамикой – картины «оживают». Таким образом, мы можем говорить об «экфрастическом следе», который поддерживает внутреннюю динамику текста повести «Детство Люверс», а «оживающие картины» становятся важным элементом художественного мира повести Бориса Пастернака.

Ключевые слова: экфрасис, экфрастический след, живописный код, динамика, статика, Б. Пастернак, «Детство Люверс»

Список использованной литературы:

Абрамова К. В. «Колеблющиеся признаки» рода в «Пяти повестях» Б. Пастернака // Лирические и эпические сюжеты. Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Лирические и эпические сюжеты. Новосибирск, 2010. Вып. 10. С. 151–166.

Абрамова К. В. Композиционная структура книги Б. Л. Пастернака «Темы и вариации»: Дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2013. 219 с.

Абрамова К. В. «Экфрастический след» в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Вестник Костром. гос. ун-та. 2017. Т. 23, No 4. С. 132–136.

Акимова А. Художественный мир Л. О. Пастернака и поэтика Б. Л. Пастернака // «Объятье в тысячу охватов»: Сб. материалов, посвящ. памяти Евгения Борисовича Пастернака и его 90-летию / Сост.: А. Ю. Сергеева-Клятис, О. А. Лекманов. СПб.: РХГА, 2013. С. 27–39.

Акимова А. С. Структурообразующие мотивы повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Мифологические образы в литературе и искусстве. М., 2015. С. 284– 297.

Баевский В. С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма. М.: Языки славянской культуры, 2011. 736 с.

Бибихин В. В. Мир. СПб.: Наука, 2007. 431 с.

Бибихин В. В. Пора (время-бытие). СПб.: Владимир Даль, 2015. 367 с.

Венцлова Т. Пространство сна: Лермонтов и Пастернак // Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. М.: НЛО, 2012. С. 346–358.

Гаспаров Б. М. Борис Пастернак: по ту сторону поэтики (Философия. Музыка. Быт). М.: НЛО, 2013. 272 с.

Горелик Л. Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака. М.: РГГУ, 2011. 370 с.

Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона // Проблемы исторической поэтики. 2001. Т. 6. С. 43–56.

Жолковский А. К. Место окна в мире Пастернака // Жолковский А. К. Поэтика Пастернака: Инварианты, структуры, интертексты. М.: НЛО, 2011. С. 27–64.

Иванов Вяч. Вс. Колыхающийся занавес. Из заметок о Пастернаке и изобразительном искусстве // Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. М.: Азбуковник, 2015. С. 336–339.

Кадзияма Ю. Образ воды в творчестве Б. Л. Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Повесть» и «Доктор Живаго») // Новый филологический вестник. 2013. No 4 (27). С. 54–63.

Константини М. Экфрасис: понятие литературного анализа или бессодержа- тельный термин // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / Сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: НЛО, 2013. С. 29–34.

Кушнирчук Н. П. Визуализация как повествовательный принцип в прозе поэта Б. Пастернака («Воздушные пути», 1924) // Вестник Ленингр. ун-та им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 1, No 4. С. 46–53.

Лапко О. Ю. Физическое и духовное становление героини повести Б. Л. Пастернака «Детство Люверс» // Гуманитарные исследования. 2009. No 1. С. 126–131.

Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: В 11 т. / Сост., коммент. Е. Б. Пастернака, Е. В. Пастернак. М.: СЛОВО / SLOVO, 2003. Т. 1: Стихотворения и поэмы 1912– 1931. 576 с.; 2004. Т. 3: Проза. 632 с.; Т. 4: Доктор Живаго, 1945–1955. 760 с.

Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы к биографии. М.: Сов. писатель, 1989. 686 с.

Подгаецкая И. Ю. Пастернак и Верлен // Подгаецкая И. Ю. Избранные статьи. М.: Ин-т мировой литературы им. A. M. Горького РАН, 2009. С. 404–423.

Радомская Т. Единство пути поэта: тождество субъекта и объекта // Пастернаковские чтения. Исследования и материалы. М.: Азбуковник, 2015. Вып. 3. С. 24–25.

Саралева С. А. Поэтическая проза («Детство Люверс») // Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конф. Пермь: Перм. ун-т, 1990. С. 47–52.

Тименчик Р. Д. Заметки о русском стиховом экфрасисе // Тименчик Р. Д. Ангелы – люди – вещи: В ореоле стихов и друзей. М.: Мосты культуры / Гешарим, 2016. С. 633–686.

Тынянов Ю. Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 150–166.

Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М.: КомКнига, 2007. 184 с.

Фатеева Н. А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: НЛО, 2003. 399 с.

Флейшман Л. К характеристике раннего Пастернака // Флейшман Л. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М.: НЛО, 2006. С. 348–279.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 896 с.

Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 324–338.

Ямпольский М. Живописный гнозис. М.: Ш. П. Бреус, 2015. 144 с.

Faryno J. Белая медведица, ольха, Мотовилиха и хромой из господ. Археопоэтика «Детства Люверс» Бориса Пастернака. Stockholm, 1993. 84 с.

Faryno J. Муаровая капуста и тетрадь откровений (археопоэтика «Доктора Живаго». 2) // Культура и текст. 2011. No 12. С. 6–67.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН