Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Хранителю Уфимского музея…» Письмо Д. Д. Бурлюка к А. А. Черданцеву от 3 августа 1923, Нью-Йорк

Авторы: Ю. С. Подлубнова

В рубрике Архивные материалы и публикации

Выпуск 1, 2019Страницы 199-206
УДК: 82-12DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-199-206

Аннотация:

Публикация вводит в научный оборот письмо поэта, художника, основателя русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), написанное 3 августа 1923 г. в Нью- Йорке и адресованное заведующему Уфимским художественным музеем Александру Алексеевичу Черданцеву (1871–1943). Письмо хранится в фонде писателя, краеведа, коллекционера документальных материалов Александра Кузьмича Шарца (1906–1986) в Объединенном музее писателей Урала. Содержание письма связано с известным эпизодом биографии Давида Бурлюка – пребыванием в 1915–1918 гг. в селе Буздяк Уфимской губернии, где было создано свыше 200 живописных работ, а также активным участием поэта и художника в деятельности Уфимского художественного кружка (1913–1918) при губернском музее (общение с местными художниками, организация выставок). Отправившийся в турне по Сибири (1918) и решивший эмигрировать сначала в Японию (1920), а затем в США (1922) Бурлюк был вынужден оставить свои живописные полотна в Буздяке. Часть их них после 1918 г. оказалась в музеях – в основном, в Уфимском художественном, другая часть была разрознена. Судьба оставленных картин волновала Бурлюка, именно поэтому он установил переписку с А. А. Черданцевым, а затем сменившим его на посту заведующего музеем Юлием Юльевичем Блюменталем (о чем мы знаем из издания писем художников к Д. Бурлюку: «Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» М., 2018). Очевидно, что представленное письмо – лишь звено в переписке, которая велась в 1923 г. и далее и не закончилась после смены заведующего музеем.

Письмо важно для определения степени включенности поэта и художника-эмигранта в культурную жизнь Уфы и – шире – Советского Союза – 1920-х гг., а также его отношения к собственному художественному наследию. Письмо очевидным образом позволяет реконструировать некоторые контексты, не обнародованные в ранее опубликованной переписке Бурлюка.

Ключевые слова: переписка, Давид Бурлюк, Уфимский художественный музей, уфимские художники, Александр Черданцев, Александр Шарц

Список использованной литературы:

Бондаренко Л. В. Кружок друзей Уфимского художественного музея // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2007. Т. 3: З–К. С. 551.

Бондаренко Л. В. Уфимский художественный кружок // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2010. Т. 6: У. С. 502.

Бондаренко Л. В., Казанчиев А. Д., Ямаева Л. А. Блюменталь // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005. Т. 1: А–Б. С. 508–509.

Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке: Материалы к биографии. М.: Наука, 2002. 340 с.

Ерин Ю. В. Черданцев // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2011. Т. 7: Ф–Я. С. 227.

Калитов Г. Г. Башкирская школа живописи. Уфа: Автор, 2012. 280 с.

Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): В 3 т. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Т. 2, кн. 2: Футуристическая революция (1917–1921). 608 с.

«Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» Письма художников к Д. Д. Бурлюку. М.: ООО «Изд-во Грюндриссе», 2018. 216 с.

Поляков В. Письма художников в архиве Давида Бурлюка // «Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» Письма художников к Д. Д. Бурлюку. М.: ООО «Изд-во Грюндриссе», 2018. С. 11–28.

Свице Я. Как «Башкирский крокодил» по Уфе пешком ходил. Поэзия в уфимских журналах 1920-х годов «Ключ Творчества» и «Башкирский Крокодил» // Истоки. 2018. № 26. 27 июня. С. 6–7.

Сорокина В. М. Художественный музей им. М. В. Нестерова // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2011. Т. 7: Ф–Я. С. 227.

Янбухтина А. Г. Бурлюк // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005. Т. 1: А–Б. С. 579–580.

Янбухтина А. Жизнь и творчество Александра Эрастовича Тюлькина (1888–1980) // Бельские просторы. 2003. № 3. С. 120–128.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН