Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Самоподдерживающийся карточный сюжет в «Пиковой даме» А. С. Пушкина

Авторы: О. Б. Заславский

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2019Страницы 146-159
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-146-159

Аннотация:

Успех тайны карт обусловлен не только знанием тех или иных конкретных карт, но и подразумеваемым при этом договором между подателем и получателем дара. Реконструированы условия этого договора Д1, которые описывают передачу тайны карт от Сен- Жермена графине и от графини Чаплицкому. В результате такой передачи получатель дара становится его потенциальным подателем, причем далее передается по цепочке не только знание конкретных карт и условия договора, но также и сама способность к такой передаче (свойство наследуемости). Лишь одно условие договора сообщено в тексте явно – запрет на дальнейшую игру, который графиня сообщает Чаплицкому, остальные восстанавливаются согласно логике развития сюжета, как он описан в новелле. При этом обнаружен так называемый «скрытый сюжет», который позволяет объяснить историю Чаплицкого и связать ее с мотивом получения наследства. Заодно получает объяснение, почему именно Чаплицкому (а не другим «молодым людям») графиня передала тайну карт: оба они (как аргументировано в работе) оказались в ситуации, когда богатый родственник имел возможность оплатить карточный долг, но отказался. Присутствие механизма, в котором тайна карт передается от одного поколения к другому, делает карточный сюжет самоподдерживающимся.

Когда призрак графини открывает тайну Германну, исходные условия меняются, так что вместо договора Д1, действовавшего в предыдущих случаях, возникает новый договор Д2. Проанализировано, в чем состоит отличие, и как нарушение Германном условия договора приводит к его краху. Женитьба на Лизавете Ивановне, о необходимости которой сообщает призрак графини, важна не только для самой мертвой графини, но и для фантастических сил, которые послали ее к Германну. В случае если бы брак состоялся, Германн мог бы передать тайну карт своим детям и тем самым продолжить карточный сюжет.

Предложена интерпретация нового условия в Д2 (отсутствовавшего в Д1) – ставить в сутки не более одной карты. Это давало возможность Германну выполнить до решающей игры поставленное условие о женитьбе. Поскольку он проигнорировал условие (не выраженное явно, но подразумеваемое по умолчанию) о женитьбе, фантастические силы вмешались в игру, не дав ему выиграть. Подмена изображения молодой дамы изображением старухи соответствует предшествующим действиям самого Германна, который предпочел домогаться тайны карт вместо самой воспитанницы графини и так и не исправил положение дел.

Приведенные в работе соображения существенным образом обобщают ключевое наблюдение, недавно сделанное В. С. Листовым по поводу мотива наследования в данном произведении.

Ключевые слова: договор, наследование, фантастические силы, сюжет

Список использованной литературы:

Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: ГИХЛ, 1941.

Виролайнен М. Н. Ирония в «Пиковой даме» // Проблемы пушкиноведения. Л., 1978. С. 169–175.

Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. М., 1919.

Гольштейн В. Секреты «Пиковой дамы» // Записки русской академической группы в США. 1999–2000. Т. 30. С. 97–123.

Давыдов C. Туз в «Пиковой даме» // Новое литературное обозрение. 1999. № 37. С. 110–128.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1988. Т. 30, кн. 1.

Заславский О. Б. «Сцены из рыцарских времен»: обрыв сюжета как признак завершенности текста // Toronto Slavic Quarterly. 2010. No. 32. URL: http://sites. utoronto.ca/tsq/32/tsq_32_zaslavskii_stseny_iz_rytsarskikh.pdf

Заславский О. Б. О сюжетных инвариантах болдинских произведений А. С. Пушкина // Сюжетология и сюжетография. 2018. № 2. С. 83–99.

Заславский О. Б. Сказка о золотом петушке А. С. Пушкина: сюжет о добывании беды // Russian Literature. 2007. No. 62/2. P. 241–254.

Листов В. С. Мотив притязания на наследство в пушкинской повести «Пиковая дама» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2014. № 2 (2). С. 47–52.

Лотман Ю. М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Т. 7.

Пеньковский А. Б. Нина (культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении). М., 2003.

Пушкин А. С. Пиковая дама // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 8, кн. 1: Романы и повести. Путешествия.

Рецептер В. Э. Я жду его (скрытый сюжет «Скупого рыцаря») // Принц Пушкин. СПб., 2016.

Шмид В. «Пиковая дама» как метатекстуальная новелла // Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. СПб., 1998. С. 103–168.

Burgin D. L. The Mystery of “Pikovaja dama”: A New Interpretation // Mnemozina. Festschrift V. Setchkarev. Eds. J. T. Baer, N. W. Ingham. München, 1974. S. 46–56.

Rosen N. The Magic Cards in the Queen of Spades // The Slavic and East European Journal. 1975. Vol. 19. No. 3. Р. 255–275.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН