Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Стихотворная сказка Я. Б. Княжнина «Флор и Лиза» в контексте ранних русских баллад

Авторы: Л. А. Курышева

В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация

Выпуск 1, 2019Страницы 104-122
УДК: 82-144DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-104-122

Аннотация:

Сочинение Я. Б. Княжнина «Флор и Лиза. Сказка в стихах» (1778) принадлежит к числу первых русских баллад. Кроме того, это первый русский балладный текст с появлением мертвеца – сюжетной ситуацией, столь продуктивной в последующую, романтическую эпоху.

Наиболее типологически близка «Флору и Лизе» баллада Н. М. Карамзина «Алина» (<1790–1791>). Обе баллады посвящены теме неверности, и обе развивают балладный извод сказочного сюжета «Муж на свадьбе жены», который завершается переходом в мир мертвых. Кроме того, сходство заключается в развернутой повествовательной манере и психологизации балладного конфликта через прямой авторский комментарий.

Во «Флоре и Лизе» все события – любовь, измена и воссоединение любовников в смерти – представлены как экстраординарные. Трагический финал обусловлен таинственной связью судеб двух персонажей, подкрепляемой мифопоэтикой «растительного кода». Версификационная техника (катреновая строфа с четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой и сменой женских и мужских клаузул) подчеркивает герметичность любовной истории. В «Алине» Карамзина ход действия обусловлен сочетанием универсальных законов человеческого бытия и роковой связи персонажей. Балладное событие заключается в финальном соединении любовников, вопреки их пребыванию в разных мирах, земном и небесном. Мифопоэтическую основу сюжета составляют образы переменчивых стихий и природы. Версификационная техника (нестрофический четырехстопный ямб с вольной рифмовкой) «поддерживает» идею текучести, прихотливости жизненной стихии.

Ключевые слова: русская литература XVIII века, сюжеты, мотивы, баллада, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин, сюжет «Муж на свадьбе жены»

Список использованной литературы:

Акимова Т. М. «Русская песня» и романс первой трети XIX века // Русская литература. 1980. № 2. С. 36–45.

Александровская М. А. Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века: Дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 159 с.

Баевский В. С. Строфика современной лирики в отношении к строфике народной поэзии // Проблемы стиховедения. Ереван, 1976. С. 51–67.

Вацуро В. Э. Н. М. Карамзин. «Остров Борнгольм». «Сиерра-Морена» // Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 78–104.

Вацуро В. Э. «Сиерра-Морена» Н. М. Карамзина и литературная традиция // XVIII век. СПб.: Наук», 1999. Сб. 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896– 1969). С. 327–336.

Веселова А. Ю., Гуськов Н. А. Комедии Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Комедии и комические оперы / Сост., вступ. ст., коммент. А. Ю. Веселовой, Н. А. Гуськова. СПб.: Гиперион, 2003. С. III–LV. (Российская драматическая библиотека. III)

Гаспаров М. Л. Предисловие // Лилли И. Динамика русского стиха. М., 1997. С. 3–8.

Гаспаров М. Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века //

Гаспаров М. Л. Избр. статьи. М., 1995. С. 60–82.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 352 с.

Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Статьи о лингвистике стиха. М., 2004. 283 с.

Гугнин А. А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. М., 1989. С. 7–26.

Гуковский Г. А. Расин в России в XVIII веке. Перевод с французского языка и примечания А. О. Демина // XVIII век. СПб.: Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, 2013. Т. 27. С. 434–480.

Гусев В. Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов: В 2 т. Л., 1988. Т. 1. С. 5–54.

Демин А. О. Перевод и подражание трагедии Ж. Расина «Береника» в трагедии Я. Б. Княжнина «Дидона» // Чтения Отдела русской литературы XVIII века. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. Вып. 7: М. В. Ломоносов и словесность его времени.

Перевод и подражание в русской литературе XVIII века. С. 182–190.

Душина Л. Н. М. Н. Муравьев и русская баллада // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1978. Вып. 3. С. 39–49.

Душина Л. Н. На жанровом «переломе» от романса к балладе // XXVI Герценовские чтения. Литературоведение: научные доклады. Л.: [б. и.], 1973. С. 21–25.

Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1975. 19 с.

Ермоленко С. И. Баллада М. Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра: Дис. … канд. филол. наук. Свердловск, 1983. 221 с.

Ефремова Е. В. Стихотворное наследие Николая Михайловича Карамзина: проблемы поэтики и версификации: Дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 207 с.

Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. С. 138–163.

Иезуитова Р. В. Из истории русской баллады 1790-х – первой половины 1820-х гг. (Жуковский и Пушкин): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1966. 19 с.

Канунова Ф. З. Трансформация сюжетного мотива возвращения жениха-мертвеца за своею невестой в балладах В. А. Жуковского // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2001. Вып. 4: Интерпретация текста: Сюжет и мотив. С. 77–88.

Козубовская Г. П. Пушкинский зимнедорожный цикл: балладный пласт // Культура и текст. 2017. № 1 (28). С. 98–124.

Кочеткова Н. Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. С. 32–43.

Крестова Л. В. Повесть Карамзина «Сьерра-Морена» // Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры. М.; Л.: Наука, 1966. С. 261–266.

Кудреватых А. Н. Эволюция психологизма в прозе Н. М. Карамзина: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 203 с.

Кукушкина Е. Д. Трагедия П. Корнеля «Гораций» в переводе Я. Б. Княжнина // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Сб. 26: Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века. С. 368–423.

Кулакова Л. И. Жизнь и творчество Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Избр. произведения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1961. С. 5–58. (Библиотека поэта. Большая серия.)

Кулакова Л. И. Поэзия М. Н. Муравьева // Муравьев М. Н. Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1967а. С. 5–49. (Библиотека поэта. Большая серия.)

Кулакова Л. И. Примечания // Муравьев М. Н. Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1967б. С. 317–360. (Библиотека поэта. Большая серия.)

Курышева Л. А. Сентиментальная нарративная проза о несчастливой любви (к мортальному разделу Словаря сюжетов и мотивов русской литературы) // Сюжетология и сюжетография. 2017. № 2. С. 14–56.

Лилли И. Динамика русского стиха. М., 1997. 126 с.

Лященко А. И. Былины о Соловье Будимировиче и сага о Гаральде // Sertum bibliologicum. Сборник в честь проф. А. И. Малеина. Пг., 1922. С. 94–136.

Магомедова Д. М. К специфике сюжета романтической баллады // Поэтика русской литературы (К 70-летию проф. Ю. В. Манна): Сб. ст. М.: РГГУ, 2002. С. 39–44.

Макогоненко Г. П. Другие редакции и варианты. Примечания // Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г. П. Макогоненко. Л.: Сов. писатель, 1967. С. 403–470.

Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура. Л.: Наука, 1987. С. 138–165.

Матяш С. А. О типологии функции стихотворных переносов (enjabements) в русской поэзии // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2017б. № 6 (206). С. 42–48.

Матяш С. А. О функциях стихотворных переносов (enjabements) Н. М. Карамзина // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2017в. № 1 (201). С. 98–103.

Матяш С. А. Стихотворный перенос (enjabement) в русской поэзии (очерки теории и истории). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017а. 464 с.

Никкарева Е. В. Литературный романс и баллада: проблема разграничения // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2014. № 2 (2). С. 249–252.

Пашкуров А. Н. Жанровые особенности поэзии М. Н. Муравьева: Дис. … канд. филол. наук. Казань, 1997. 268 с.

Петров А. В. «Балладные потенции» в поэтическом творчестве М. Н. Муравьева // Муравьев и его время: Сб. ст. и материалов круглого стола «Муравьев и его время», состоявшегося в рамках пятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т А. Геллер. Казань, 2008. Вып. 5, ч. 2. С. 64–69.

Покровский М. М. Этюды по Гомеровкому вопросу и русской народной поэзии (Homerica, I) // Изв. АН СССР. Отд. лит. и языка. 1929. № 5. С. 343–368.

Сионова С. А. Поэзия Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века): Дис. … канд. филол. наук. Елец, 1995. 169 с.

Слесарев А. Г. Мифическое начало жанра баллады: Дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 205 с.

Созонович И. К вопросу о западном влиянии на славянскую и русскую поэзию. Варшава: Тип. Варшавского Учебного округа, 1898. 567 с.

Сумцов Н. Ф. Муж на свадьбе жены // Этнографическое обозрение. Издание Этнографического отдела Имп. Общ. Люб. естествознания, антропологии и этнографии, сост. при Моск. ун-те. 1893. № 4. Кн. 19. С. 1–25, 151.

Тарановский К. Русские двусложные размеры // Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе / Пер с серб. В. В. Сонькина; под ред. В. Тарановской-Джонсон, Дж. Бейли, А. В. Прохорова. М.: Языки славянской культуры, 2010. С. 13–363.

Толстой И. И. Возвращение мужа в «Одиссее» и в русской сказке // Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966. С. 55–72.

Топоров В. Н. Имя и образ Лизы в русской литературе XVIII века // Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Изд. центр РГГУ, 1995. С. 393–478.

Топоров В. Н. Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: введение в творческое наследие. Кн. 2. М., 2003. 928 с.

Травников С. Н., Ольшевская Л. А. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет» (фольклорные и литературные истоки русской классической баллады) // Русская баллада: История и теория жанра: Сб. науч. ст. М.: Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2006. С. 3–33.

Шумахер А. Е. Жанр баллады в творчестве И. И. Дмитриева // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 124–133.

Шумахер А. Е. Разновидности балладного жанра в поэзии М. Н. Муравьева // Вестник Том. гос. ун-та. 2015б. № 395. С. 31–39.

Шумахер А. Е. Русская литературная баллада конца XVIII – начала XIX века: сюжетно-мотивный репертуар и жанровые границы: Дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2015а. 170 с.

Яницкая С. С. Романс в творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого // Проблемы изучения литературы XVIII века. Санкт-Петербург; Самара: Рос. пед. гос. ун-т им. А. И. Герцена, Самар. гос. пед. ун-т, 2001. С. 194–198.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН