Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Опыт типологии видений в древнерусской агиографии XIII–XVII веков

Авторы: Т. И. Ковалева

В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация

Выпуск 1, 2019Страницы 87-103
УДК: 821.161DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-87-103

Аннотация: Жанр древнерусских видений – обширный, неоднородный материал, что весьма осложняет его систематизацию. Однако если взять за основу идею связи жанра со средневековой картиной мира, то становится возможным описать видения как упорядоченную систему. В соответствии с дуальной картиной мира древнерусского человека видения делятся по своему содержанию на эсхатологические и связанные с земным бытием. В нашей работе внимание сосредоточено прежде всего на видениях последней тематической разновидности, так как эсхатологические в силу своей специфики представляют особую группу материала, требующую специальных исследований. Также в соответствии с идеей дуализма персонажи, являющиеся в видениях, связанных c земной жизнью, относятся к сакральному либо инфернальному миру. Поэтому в целом можно говорить о двух типах героев видений. Основные функции героев сакрального мира (Богородица, апостолы, святые, ангелы и др.) – помощь в ее разных вариантах, пророчество, наказание и др. Функции героев инфернального мира (как правило, это бесы) – искушение и мучение. В соответствии с названными функциями героев иного мира выделяются тематические группы видений («помощь», «пророчества», «наказание» и др.). Внутри каждой группы их конкретные тематические разновидности образуют несколько подгрупп (например, группа «помощь» имеет подгруппы «видения, которые содержат какое-либо указание к действию»; «видения, после / во время которых происходит исцеление»; «видения, в которых происходит изгнание бесов» и т. п.). Представленный в настоящей статье опыт типологии видений отражает наши первоначальные наблюдения и не претендует на всеохватность материала, поэтому все выделенные нами тематические разделы типологии, проиллюстрированные частными примерами, в дальнейшем могут быть скорректированы в связи с пополнением новым материалом.

Ключевые слова: древнерусская литература, агиография XIII–XVII вв., жанр видений, сюжеты, опыт типологии

Список использованной литературы:

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. XXVIII + 244 с.

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (ехеmpla XIII века). М., 1989. 366 с.

Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196.

Ковалева Т. И. Видения в агиографических памятниках древнерусской литературы XIII–XVII вв.: жанровая эволюция и сюжетосложение: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2017. 21 с.

Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург; Москва, 2009. 544 с.

Ле Гофф Ж. Чудесное на средневековом западе // Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С. 41–65.

Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы: V Международный съезд славистов. София, сентябрь 1963 г. М., 1963. С. 47–70.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII в.) // Успенский Б. А. Избр. тр. М., 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 219–253.

Максимова Д. Б. Видение Нифонту и Нифонт в видении Дорофею: связь времен и текстов // Время и текст. Историко-литературный сборник. СПб., 2002. С. 18–29.

Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. 430 с.

Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1964. Т. 231. С. 35–56.

Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 203–224.

Ромодановская Е. К. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002. 391 с.

Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. 126 с.

Титова Л. В. Жанр «видения» в историко-публицистических текстах XVII в.: Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой лавры и Послание дьякона Федора сыну Максиму // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 248–253.

Трофимова Н. В. К проблеме типологических связей «Повести о Тимофее Владимирском» и «Казанской истории» // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. Сб. 9. С. 202–208.

Чумичева О. В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285– 292.

Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. 196 с.

Шашков А. Т. Тайнозрители: Урало-Сибирские видения XVII–XVIII вв. // Родина. 2002. № 2. С. 100–103.

Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток – Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 18–55.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН