Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: О СЮЖЕТНЫХ ИНВАРИАНТАХ БОЛДИНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

Авторы: О. Б. Заславский

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2018Страницы 83-99
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2018-2-83-99

Аннотация: Показано, что среди пушкинских произведений существует такая их группа (в основном созданных в первую болдинскую осень), в которой присутствует один и тот же набор сюжетных элементов: провокация (П), заключение аномального договора (Д), неожиданный визит гостя (В), бой за женщину (Б), расплата (Р). В результате для рассматриваемой группы произведений получается ключевая формула П Д В Б Р. Отдельные элементы могут здесь повторяться, подвергаться отрицанию или отсутствовать. В качестве примера рассмотрена ситуация в «Выстреле». Граф беспечно соглашается на право отложенного выстрела за Сильвио. Более того, он сам же в явном виде формулирует это условие, которое Сильвио перед этим дал только намеком. В перспективе последующих событий такой намек – не что иное, как безусловная провокация. Через шесть лет после заключения аномального соглашения на отложенный выстрел в жизни графа неожиданно появляется мститель Сильвио – из, казалось бы, невозвратно ушедшего прошлого, из другой жизни. Во время 2-й дуэли необъяснимым образом граф стреляет в Сильвио, причем первым, хотя права выстрела у него нет. Граф не может объяснить свои действия, но при этом упоминает антагониста как их источник («Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить».) В результате провоцирующих действий Сильвио на 1-й дуэли условия ее продолжения (отложенный выстрел) приобретают совершенно аномальный характер. При этом не стреляет участник, имеющий на нее право, который в норме должен стрелять (ослабление права на выстрел). Во 2-й раз опять дуэль становится аномальной, хотя и по другой причине – стреляет тот участник, который вообще не имел права на выстрел (гипертрофирование права на выстрел). После аномальной 2-й дуэли графу остаются муки совести за неправомерный выстрел по сопернику (расплата). Также аномальность проявляет себя и в эпизоде с несостоявшейся дуэлью: после выходки сумасброда Р*** аномальным становится отсутствие вызова со стороны Сильвио. Выявленное структурное единство рассматриваемой группы произведений позволяет, в частности, заполнить лакуну в интерпретации финальной сцены «Каменного гостя» и реконструировать прямо не указанный в тексте эпизод поединка со статуей. Соответствующие выводы согласуются с внутритекстовым анализом этой же сцены, ранее сделанным нами из других соображений. Предложена общая интерпретация обсуждаемого сюжетного комплекса, связанная с двоемирием и гостями как пришельцами с «того» света. Результаты работы существенно расширяют и обобщают предшествующие краткие наблюдения Ю. К. Щеглова, сделанные им в работе «Загадки и находки “Станционного смотрителя”». Обсуждается связь выявленного комплекса со скульптурным пушкинским мифом.

Ключевые слова: скульптурный миф, сюжет, функции действующих лиц

Список использованной литературы:

Жолковский А. K. Инварианты Пушкина // Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. Т. 11. С. 3–25.

Заславский О. Б. Магический шаблон. О «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина // Wiener Slawisticher Almanach. 2001. № 48. S. 5–29.

Заславский О. Б. «Моцарт и Сальери»: гений, злодейство и «чаша дружбы» // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 2003, Т. 62, № 2. C. 27–35.

Заславский О. Б. Сказка о золотом петушке А. С. Пушкина: сюжет о добывании беды // Russian Literature. 2007. Vol. 62/2. P. 241–254.

Заславский О. Б. Реконструкция финальной сцены «Каменного гостя»: от жеста к смыслу // Toronto Slavic Quarterly. 2010. No. 33. URL: http://www.utoronto.ca/ tsq/33/index.shtml

Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 44–76.

Искоз А. Повести Белкина // Пушкин А. С. Собр. соч. / Под ред. С. А. Венгерова. СПб., 1910. Т. 4. С. 184–200.

Карасев Л. В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М., 2009.

Кац Б. А. Вопрос 10. Чем кончается «Метель»? // Кац Б. А. Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия. СПб., 2008. C. 116–139.

Лотман Ю. М. О сюжетном пространстве русского романа ХIХ столетия // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Т. 20. С. 102–114.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб., 2007.

Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. М., 1987.

Петровский М. А. Морфология пушкинского «Выстрела» // Проблемы поэтики. М., 1925. C. 173–204.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 1969.

Рецептер В. Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. 1978. № 3.

Словарь языка Пушкина. М., 2000. Т. 2.

Сендерович С. Я. Фигура сокрытия. Избранные работы. М., 2012. Т. 1.

Узин В. О повестях Белкина. Из комментариев читателя. СПб.: Аквилон, 1924.

Черняев Н. И. О сродстве «Каменного гостя» с «Гробовщиком» и «Медным всадником» // Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900. С. 81–91.

Чумаков Ю. Н. Ремарка и сюжет (К истолкованию «Моцарта и Сальери») // Болдинские чтения. Горький, 1979. С. 48–69.

Чумаков Ю. Н. Два фрагмента о сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери». // Болдинские чтения. Горький, 1981. С. 32–43.

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996. С. 153–199.

Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Чехов. Авангард. СПб., 1998.

Щеглов Ю. К. Загадки и находки «Станционного смотрителя» // Щеглов Ю. К. Избр. тр. М., 2013. С. 341–363.

Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145–180.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН