Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ПРИЕМЫ АВАНГАРДНОЙ ПОЭТИКИ В РАССКАЗЕ В. ЗАЗУБРИНА «БЛЕДНАЯ ПРАВДА»

Авторы: Е. Н. Проскурина

В рубрике Русская литература Сибири: сюжеты, мотивы, судьбы

Выпуск 2, 2018Страницы 34-41
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2018-2-36-41

Аннотация: Исследуются приемы поэтики в рассказе В. Зазубрина «Бледная правда», созданном в 1923 году. Это ранний период творчества писателя, отмеченный близостью к авангардному типу художественности. Рассказ продолжает тему «двух миров». Ей посвящен роман Зазубрина с одноименным названием, а также повесть «Щепка». Однако борьба «двух миров», нового и старого, переведена в рассказе в бытовую сферу эпохи нэпа. Главным стержнем сюжета оказывается не военный конфликт, а столкновение бескомпромиссного героя – борца с обывательской средой. Так на новом тематическом материале Зазубриным воплощается идея деформации идеального образа Революции, заявленная в «Щепке». Новые хозяйственные отношения в стране открыли возможность экономическим преступлениям. Жертвой таких преступлений и оказывается герой, назначенный партией на должность заведующего крупной продовольственной конторой и не распознавший среди своих подчиненных жуликов и воров. Однако, несмотря на трагическую судьбу героя, Революция, как и в повести «Щепка», в рассказе сохраняет ореол святости. Столкновение «двух миров» выражено автором через приемы контрастной поэтики. В цветовой палитре образа главного героя Аверьянова доминируют огненные оттенки красного цвета, символизирующие его преданность революционной идее, бескомпромиссность. Автор во многом наделил своего героя собственными чертами характера. В изображении антигероя Латчина отсутствует цвет, однако через поэтику телесности, округлость движений показана его изворотливость, противопоставленная резкой угловатости Аверьянова. На стилистическом уровне черты авангардного письма выражены в рассказе через семантически нагруженные звуковые повторы, гиперболизацию метафор, перечислительность, нанизывание однородных членов, обилие эллиптических конструкций. Названные поэтические характеристики позволяют увидеть в «Бледной правде» проявления Wortkunst’а (термин О. А. Ханзена-Лёве), для которого характерна концентрация на слове, звуке, генерирующая смысловую плотность текста. Экспрессия повествовательной речи служит одним из способов выражения авторской позиции.

Ключевые слова: сибирская литература, творчество В. Зазубрина, рассказ «Бледная правда», авангардная поэтика

Список использованной литературы:

Зазубрин В. Два мира. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. 335 с.

Зазубрин В. Общежитие. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. 414 с.

Крылова Д. П. Поэтика экспрессионизма как основа изображения города в поэзии русских авангардистов // Гуманитарные науки. 2017. Январь. URL: http:// www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn17-01/3151-a (дата обращения 26.08.2018).

Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с.

Проскурина Е. Н. Конфликт двух миров в творческой судьбе В. Я. Зазубрина // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. Памяти Ю. С. Постнова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. С. 159–174.

Проскурина Е. Н. Перипетии поэтики В. Зазубрина в зеркале литературной судьбы (на материале романа «Два мира» и повести «Щепка») // Сюжетология и сюжетография. 2018. № 1. С. 64–81.

Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М.: Республика, 2003. 432 с.

Ханзен-Лёве О. А. Развертывание, реализация // Критика и семиотика. 2016. № 2. С. 9–40.

Яранцев В. Зазубрин. Человек, который написал «Щепку». Новосибирск, 2012. 751 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН