Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «СЛАБЫЙ ГЕРОЙ – СИЛЬНАЯ ГЕРОИНЯ» В БЕЛЛЕТРИСТИКЕ 1850-Х ГОДОВ: СЮЖЕТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы: А. А. Пономарева

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2015Страницы 160-166
УДК: 821.161DOI:

Аннотация: В настоящей статье речь идет о сюжете, где основными действующими лицами являются слабый герой и сильная героиня. Сюжет, распространенный в русской литературе середины XIX в., имеет западноевропейское происхождение. Рассматриваются процесс транспонирования западноевропейского сюжета в русскую литературу, закономерности его ассимиляции, определяются типологические свойства, а также обозначаются варианты. В итоге делается вывод о том, что изучаемый сюжет образуется в результате заимствования характерологической оппозиции слабый мужчина – сильная женщина, наиболее ярко представленной в романе Жорж Санд «Жак». Данные характерологические типы в процессе транспонирования соединяются с такими типами, как Татьяна Ларина и Евгений Онегин. В результате сюжетная схема, в которой раскрывается слабость героя и, напротив, сила героини в источнике, соединяется с сюжетным кодом «Евгения Онегина». Контаминация сюжетных клише приводит к образованию оригинального сюжета и обновлению сюжетного репертуара русской литературы.

Ключевые слова: сюжет, сюжетная ситуация, беллетристика, русская повесть 1850-х годов, характерологическая оппозиция, сюжетный код

Список использованной литературы:

1. Кафанова О. Б., Соколова М. В. Жорж Санд в России. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке (1832–1900). М.: ИМЛИ РАН, 2005.

2. Кафанова О. Б. Жорж Санд и русская литература XIX века (мифы и реальность). 1830–1860 гг. Томск: Изд-во ТГПУ, 1998.

3. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Правда, 1981. Т. 4.

4. Журавлева А. И. Печорин и печоринство в 1840–1850 годы // Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 213–226.

5. Журавлева А. И. Создание романного героя: «герой времени» // Журавлева А. И. Кое-что из былого и дум. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 62–81.

6. Меднис Н. Е., Печерская Т. И. Метатип в системе памяти культуры // Критика и семиотика. 2010. № 14. С. 8–16.

7. Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Указатель фабульных схем и мотивов русской классической литературы // Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. С. 80–141.

8. Щукин В. Г. Усадебный текст русской литературы // Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М.: РОССПЭН, 2007. С. 316–365.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН