Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Ереван в музыкально-словесном тексте песенного искусства второй половины ХХ века

Авторы: Ерванд Грантович Маргарян; Гаяне Саркисовна Маргарян

Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван, Армения; Институт востоковедения Академии наук Республики Армения, Ереван, Армения; Ереванская государственная консерватория имени Комитаса, Ереван, Армения

Выпуск 1, 2025Страницы 388-408
УДК: 801.73; 81'22; 78.03; 78(4/9)DOI: 10.25205/2307-1753-2025-1-388-408

Аннотация:

Дается комплексный анализ вербального и музыкального текстов двух культовых песен, посвященных Еревану постмодерной эпохи, «Мой Ереван» Арно Бабаджаняна на слова Норы Адамян и Гарольда Регистана (1958), впервые прозвучавшей в фильме «Песни первой любви» режиссеров Юрия Ерзинкяна и Лаэрта Вагаршяна, и «Эребуни-Ереван» (1968) Эдгара Оганесяна на слова Паруйра Севака. Первая из этих песен стала брендом постмодерного Еревана, вторая – его официальным гимном. В статье обозначены основные стилистические и выразительные средства, мелодические и вербальные составляющие песен; выявлены связи песен с базовыми концептами армянской лингвокультуры и традициями городского песенного фольклора. Компаративный и интерпретативный анализ вербальных текстов позволил выявить основные стилистические приемы, «очеловечивающие» песню, рассмотреть способы проявления рефлексии авторов песен, понять, какие явления и тенденции были актуальными в обозначенный исторический период, какие культурные тренды доминировали и какие социальные силы выступали заказчиками, какие цели они преследовали. В статье показано, как со сменой поколений происходила трансформация вкусов и предпочтений и как это отражалось в песнях о Ереване.

Ключевые слова: Ереван, вербальный и музыкальный анализ, Арно Бабаджанян, Эдгар Оганисян, Паруйр Севак, рефлексия авторов песен и аудитории

Список литературы:

Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1975. 606 с.

Аматуни С. Б. Арно Бабаджанян. Инструментальное творчество. Ереван: Советакан грох, 1985. 208 с.

Бурматов М. А. Эстрадная песня: к проблеме трактовки жанра в музыкальной науке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 3 (49). С. 82–86.

Верменич Ю. Т. Джаз: История. Стили. Мастера. СПб.: Лань, 2007, 608 с.

Газиян А. С. Армянские народные боевые и солдатские песни. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. 390 с. (на арм. яз.)

Кочарян А. К. Армянские гусанские песни. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1976, 372 с. (на арм. яз.)

Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л.: Музгиз, 1958. 626 с.

Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Академический проект, 2004. 147 с.

Нерсес Шнорали. Песни: Элегия на взятие Эдессы / Вступ. ст. Л. Мириджанян. Ереван: Советакан грох, 1982. 214 с.

Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М.: Вост. лит., 1959. 282 с.

Саркисян А. Ереван в армянском песенном искусстве / Сост. А. Саркисян. Ереван: Мэрия Еревана, Исторический музей Еревана, 2011. 164 с.

Саркисян О. Жанр «плача» в тагах Нагаша Овнатана // Нагаш Джонатан: Сб. ст. Ереван: Лусакн, 2022. 103 с.

Степанян Н. С. Искусство Армении. Черты историко-художественного развития. М.: Сов. художник, 1989. 312 с.

Тарвердян Г. Армянские гусаны: Сб. / Сост. Г. Тарвердян; под ред. А. Назиняна. Ереван: Гос. изд-во Армении, 1957. 298 с. (на арм. яз.)

Тероганян М. И. Арно Бабаджанян. М.: Композитор, 2001. 328 с.

Хачатурян А. И. Страницы жизни и творчества: Из бесед с Г. М. Шнеерсоном / [Лит. обраб. и вступ. ст., cс. 3–32, Г. М. Шнеерсона]. М.: Сов. композитор, 1982. 200 с.

Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990. 2-е изд. Ростов н/Д: Ростов. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2012, 256 с.

Шегай Ю. К. Формирование навыков джазовой импровизации у студентов-вокалистов в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). C. 349–351.

Эмер Ю. А. Ценностная модель мира традиционного фольклора в жанровом воплощении // Вестник Том. гос. ун-та. 2007. № 297. С. 25–32.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН