![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Анна Альбертовна Арустамова; Александр Викторович Марков Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Аннотация: В художественной прозе Ирины Одоевцевой кинематограф выступает как пограничное искусство, страшное как мир подобий, но при этом характеризующее и современность, и современное состояние мирового романа. Анализ корпуса ее художественной прозы показывает устойчивость ряда мотивов, связанных с кинематографом: неподлинный свет, фальшивая любовь, неопределенный статус чувств. Подробный анализ ее романа «Зеркало» (1939) показывает, что кинематограф понимается как интернациональное искусство, иначе проводящее границы между своим и чужим, между культурными и социальными мирами, как искусство, которое возвращает экзистенциальное напряжение в эпоху стирания границ между сословиями и культурами. Одоевцева, опираясь отчасти на достижения прозы и мысли Зинаиды Гиппиус, создает особую конструкцию фильма в фильме, зеркала в зеркале, оборотничества героев. Рассмотрение романа в контексте тогдашней культуры позволил выявить многочисленные отсылки Одоевцевой к русской литературе ХIX в.: к романам Лермонтова, Гончарова, Толстого. Одоевцева не только находит экзистенциальную проблематику в русской литературе, но вчитывает в нее проблему подлинного и неподлинного, действительности и фальши. Мир кинематографа оказывается миром плоскости, миром кукол и искусственных тел, тогда как создание фильма сопоставляется с оборотничеством. Одоевцева, начавшая как поэт баллады, воспроизводит и мотивные комплексы наиболее известных баллад Жуковского. Тем самым она этим романом не только дает срез современной жизни, но и поддерживает собственную литературную репутацию. В конце концов ее роман выясняет, жива ли русская эмиграция в состоянии постоянного экзистенциального выбора, стоящего перед всем западным миром. Ключевые слова: русская эмиграция, парижская нота, Ирина Одоевцева, история кино, литература и кинематограф, семиотика кино, экранный медиум, баллада, модернистский роман Список литературы: Боброва Э. И. Ирина Одоевцева: поэт, прозаик, мемуарист: литературный портрет. М.: Наследие, 1995. 156 с. Гальцова Е. Д. На грани сюрреализма. Франко-русские литературные встречи: Жорж Батай, Ирина Одоевцева и Георгий Иванов // Сюрреализм и авангард. М.: ГИТИС, 1999. С. 105–126. Гиппиус З. Н. И звери // Тропинка. 1912. № 7. С. 87–96. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 2004. Т. 7. 779 с. Жулькова К. А. Специфика функционирования художественной детали в мемуарах Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2022. № 1. С. 49–61. Колотаев В. А. Эстетика отчуждения: конструирование нового человека средствами советского киноискусства // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. №. 8-2 (41). С. 231–249. Колотаев В. А. Драматургический конфликт: внутреннее противоречие как проекция действия в игровом кино // Артикульт. 2022. № 1 (45). С. 68–74. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Варианты преобразования феномена веры в несправедливый мир в кинематографе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 2 (8). С. 91–106. Коптелова Н. Г. Рецензия Д. В. Философова на мхатовскую постановку «Дяди Вани» А. П. Чехова (1901) в контексте духовных и эстетических исканий русских символистов // Вестник Костром. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 2. С. 79–83. Лекманов О. А. * «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой: шесть комментариев к комментарию // Литературный факт. 2020. № 4. С. 408–413. Маркарьян О. Э. Трагические мотивы Достоевского в чеховском театре: спектакль Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» (1910) // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Искусствоведение. 2018. Т. 8, № 3. С. 399–410. Моретти Ф. Дальнее чтение. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 352 с. Одоевцева И. В. Зеркало. Избранная проза / Сост., предисл. и коммент. М. Рубинс. М.: Русский путь, 2011. 656 с. Предисл.: с. 5–26; коммент.: с. 641–653. Полулях К. В. «О любви»: чеховские традиции в рассказе И. В. Одоевцевой «У моря» // Славянский мир: духовные традиции и словесность: Сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию А. П. Сумарокова, 200-летию А. К. Толстого (Тамбов, 23–25 мая 2017 г.). Тамбов: Принт-Сервис, 2017. Вып. 8. С. 226–230. Рубинс М. Парижская проза Ирины Одоевцевой // Одоевцева И. В. Зеркало. Избранная проза / Сост., предисл. и коммент. М. Рубинс. М.: Русский путь, 2011. С. 5–26. Сердечная В. В. Литературный романтизм как теоретическая проблема // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 9. С. 19–27. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 5. 429 с.; 1981. Т. 8. 495 с. Холье Д. Кровавые воскресенья // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 175–192. Чекалов К. А. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период «прекрасной эпохи». М.: Дело, 2018. 288 с. Федунина О. В. От «События» А. П. Чехова к «Открытию» З. Н. Гиппиус (к вопросу о жанровой эволюции рассказа) // Russica Romana. 2020. T. 27. С. 43–52. Штайн О. А. Женщины-философы. Мыслительницы, изменившие мир. М.: АСТ, 2024. 256 с. Штейн С. Ю. Теоретическая модель онтологии кино как знаниевая матрица целостной кинотеории // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 214–225. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |