Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Семиотика кино в романе «Зеркало» Ирины Одоевцевой

Авторы: Анна Альбертовна Арустамова; Александр Викторович Марков

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Выпуск 1, 2025Страницы 307-327
УДК: 82.0+791.43.01+7.01+168.522DOI: 10.25205/2307-1753-2025-1-307-327

Аннотация:

В художественной прозе Ирины Одоевцевой кинематограф выступает как пограничное искусство, страшное как мир подобий, но при этом характеризующее и современность, и современное состояние мирового романа. Анализ корпуса ее художественной прозы показывает устойчивость ряда мотивов, связанных с кинематографом: неподлинный свет, фальшивая любовь, неопределенный статус чувств. Подробный анализ ее романа «Зеркало» (1939) показывает, что кинематограф понимается как интернациональное искусство, иначе проводящее границы между своим и чужим, между культурными и социальными мирами, как искусство, которое возвращает экзистенциальное напряжение в эпоху стирания границ между сословиями и культурами. Одоевцева, опираясь отчасти на достижения прозы и мысли Зинаиды Гиппиус, создает особую конструкцию фильма в фильме, зеркала в зеркале, оборотничества героев. Рассмотрение романа в контексте тогдашней культуры позволил выявить многочисленные отсылки Одоевцевой к русской литературе ХIX в.: к романам Лермонтова, Гончарова, Толстого. Одоевцева не только находит экзистенциальную проблематику в русской литературе, но вчитывает в нее проблему подлинного и неподлинного, действительности и фальши. Мир кинематографа оказывается миром плоскости, миром кукол и искусственных тел, тогда как создание фильма сопоставляется с оборотничеством. Одоевцева, начавшая как поэт баллады, воспроизводит и мотивные комплексы наиболее известных баллад Жуковского. Тем самым она этим романом не только дает срез современной жизни, но и поддерживает собственную литературную репутацию. В конце концов ее роман выясняет, жива ли русская эмиграция в состоянии постоянного экзистенциального выбора, стоящего перед всем западным миром.

Ключевые слова: русская эмиграция, парижская нота, Ирина Одоевцева, история кино, литература и кинематограф, семиотика кино, экранный медиум, баллада, модернистский роман

Список литературы:

Боброва Э. И. Ирина Одоевцева: поэт, прозаик, мемуарист: литературный портрет. М.: Наследие, 1995. 156 с.

Гальцова Е. Д. На грани сюрреализма. Франко-русские литературные встречи: Жорж Батай, Ирина Одоевцева и Георгий Иванов // Сюрреализм и авангард. М.: ГИТИС, 1999. С. 105–126.

Гиппиус З. Н. И звери // Тропинка. 1912. № 7. С. 87–96.

Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 2004. Т. 7. 779 с.

Жулькова К. А. Специфика функционирования художественной детали в мемуарах Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2022. № 1. С. 49–61.

Колотаев В. А. Эстетика отчуждения: конструирование нового человека средствами советского киноискусства // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. №. 8-2 (41). С. 231–249.

Колотаев В. А. Драматургический конфликт: внутреннее противоречие как проекция действия в игровом кино // Артикульт. 2022. № 1 (45). С. 68–74.

Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Варианты преобразования феномена веры в несправедливый мир в кинематографе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 2 (8). С. 91–106.

Коптелова Н. Г. Рецензия Д. В. Философова на мхатовскую постановку «Дяди Вани» А. П. Чехова (1901) в контексте духовных и эстетических исканий русских символистов // Вестник Костром. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 2. С. 79–83.

Лекманов О. А. * «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой: шесть комментариев к комментарию // Литературный факт. 2020. № 4. С. 408–413.

Маркарьян О. Э. Трагические мотивы Достоевского в чеховском театре: спектакль Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» (1910) // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Искусствоведение. 2018. Т. 8, № 3. С. 399–410.

Моретти Ф. Дальнее чтение. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 352 с.

Одоевцева И. В. Зеркало. Избранная проза / Сост., предисл. и коммент. М. Рубинс. М.: Русский путь, 2011. 656 с. Предисл.: с. 5–26; коммент.: с. 641–653.

Полулях К. В. «О любви»: чеховские традиции в рассказе И. В. Одоевцевой «У моря» // Славянский мир: духовные традиции и словесность: Сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию А. П. Сумарокова, 200-летию А. К. Толстого (Тамбов, 23–25 мая 2017 г.). Тамбов: Принт-Сервис, 2017. Вып. 8. С. 226–230.

Рубинс М. Парижская проза Ирины Одоевцевой // Одоевцева И. В. Зеркало. Избранная проза / Сост., предисл. и коммент. М. Рубинс. М.: Русский путь, 2011. С. 5–26.

Сердечная В. В. Литературный романтизм как теоретическая проблема // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 9. С. 19–27.

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 5. 429 с.; 1981. Т. 8. 495 с.

Холье Д. Кровавые воскресенья // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 175–192.

Чекалов К. А. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период «прекрасной эпохи». М.: Дело, 2018. 288 с.

Федунина О. В. От «События» А. П. Чехова к «Открытию» З. Н. Гиппиус (к вопросу о жанровой эволюции рассказа) // Russica Romana. 2020. T. 27. С. 43–52.

Штайн О. А. Женщины-философы. Мыслительницы, изменившие мир. М.: АСТ, 2024. 256 с.

Штейн С. Ю. Теоретическая модель онтологии кино как знаниевая матрица целостной кинотеории // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 214–225.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН