Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Сценарность нарратива (о творчестве Вс. В. Вишневского)

Авторы: Сергей Александрович Огудов

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Выпуск 1, 2025Страницы 270-288
УДК: 82-0DOI: 10.25205/2307-1753-2025-1-270-288

Аннотация:

В статье вводится понятие «сценарность», позволяющее обозначить активность рассказчика, предшествующую построению нарратива. Специфика вводимого понятия в том, что оно связывает воедино несколько проблемных областей, которые, как правило, рассматриваются изолированно друг от друга. Понятие помещено в контекст изучения ментальных структур, сопутствующих «взрыву» в культуре, – войнам, революциям, индивидуальным травмам, и в то же время в трансмедиальный контекст – кинематограф рассматривается в качестве условия формирования сценарности не только как ментального феномена, но как особой практики порождения текстов – киносценариев. Будучи понятием синтетическим, сценарность позволяет расширить круг явлений, осмысляемых на основе универсалий когнитивной нарратологии – фреймов, скриптов и схем мышления. В статье понятие применяется к творчеству Вс. В. Вишневского. На основе изучения широкого круга источников – киносценариев, дневников, писем – предлагается типология форм сценарности. Персональный сценарий программирует вербальное и телесное поведение рассказчика, а социальный – призван в первую очередь обеспечить социальное взаимодействие (на примере участников съемочной группы), наконец, «сценарий истории» основан на прогнозировании исторических событий и обращении к истории как материалу для фильмов.

Ключевые слова: литературный сценарий, режиссерский сценарий, наррация, советское кино, рассказчик

Список литературы:

Вишневецкая С. К. Документальная трилогия Вс. Вишневского // Ис-кусство кино. 1958. № 4. С. 108–112.

Вишневецкая С. К. Всеволод Вишневский в киноискусстве // Искусство кино. 1959. № 7. С. 89–103.

Вишневский Вс. В. Борьба за сценарий и фильм // Мы из Кронштадта. М.; Л.: Искусство, 1936а.

Вишневский Вс. В. Как создавался фильм // Мы из Кронштадта. М.; Л.: Искусство, 1936б.

Вишневский Вс. В. Эйзенштейн. М.: Госкиноиздат, 1939. 32 с.

Вишневский Вс. В. Записные книжки // Вишневский Вс. В. Собр. соч.: В 5 т. М.: ГИХЛ, 1961а. Т. 6 (дополнительный). С. 179–340.

Вишневский Вс. В. Статьи, дневники, письма о литературе и искусстве. М.: Сов. писатель, 1961б. 702 с.

Вишневский Вс. В. Как создавался фильм // Мы из Кронштадта. М.: Ис-кусство, 1968. С. 195–204.

Вишневский Вс. В. Ленинград: Дневники военных лет: В 2 кн. М.: Воениздат, 2002. Книга первая. 318 с.

Корниенко Н. В. «Неужели судьба моя – вечно война, о войне…»: О дневниках Вс. Вишневского и о нашем отношении к истории // Наш со-временник. 2015. № 12. С. 243–270.

Лотман Ю. М. Мозг – текст – культура – искусственный интеллект // Ломан Ю. М. Избр. ст.: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 25–33.

Марьямов А. М. Примечания // Вишневский Вс. В. Собр. соч.: В 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. T. 2. С. 827–849.

Миронова В. М. Театр Всеволода Вишневского. Л.: Искусство, 1986. 143 с.

Пахомов Ю. Н. «Он мог бы быть военным историком, офицером Гене-рального штаба…» // Вишневский В. В. Ленинград: Дневники военных лет: В 2 кн. М.: Воениздат, 2002. Книга первая. С. 3–9.

Подорога В. А. Антропограммы. Опыт самокритики. М.: Логос, 2014. 124 с.

Савченко М. М. Кинодраматургия Всеволода Вишневского. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964. 284 с.

Хелемендик В. С. Всеволод Вишневский. М.: Молодая гвардия, 1980. 398 с.

Ganz A. “To make you see”: Screenwriting, description and the “lens-based tradition” // Journal of Screenwriting. 2012. Vol. 4, iss. 1. P. 7–24.

Herman D. Scripts, Sequences, and Stories: Elements of Postclassical Narra-tology // PMLA. 1997. Vol. 112, iss. 5. P. 1056–1059.

Herman D. Storytelling and the Sciences of Mind. Cambridge, London: MIT Press, 2013. 428 p.

Nannicelli T. A Philosophy of the Screenplay. New York, London: Routledge 2016. 284 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН