![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Анна Валерьевна Швец Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Аннотация: Автор отталкивается от постулата Дж. Сёрля, что художественный дискурс представляет «словно бы» настоящие речевые акты и коммуникативные ситуации. Коммуникативная ситуация становится метафорическим означающим («мегаметафора»). Означаемое – комплекс из текстуальных «улик» и прихотливо-личных ассоциаций, индивидуальных фоновых знаний реципиента. В качестве конкретного кейса рассматривается киноадаптация повести Достоевского «Белые ночи» (1848) Р. Брессоном (фильм «Четыре ночи мечтателя», 1971). Автор предлагает рассматривать киноадаптацию как процесс передачи опыта чтения, а не внутренней структуры текста. В тексте анализируется тишина-молчание как коммуникативная ситуация, которая используется для моделирования рецептивного опыта режиссера. Ключевые слова: прагматика, прагмапоэтика, киноадаптация, трансмедийный перевод, Брессон, Достоевский Список литературы: Венедиктова Т. Д. Литературный дискурс как теория социального // НЛО. 2019. Т. 155, № 1. С. 14–26. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/ novoe_literaturnoe_obozrenie/155_nlo_1_2019/article/20633/ (дата обращения 01.09.2024). Сёрль Дж. Логический статус художественного дискурса // Логос. 1999. № 3. Т. 13. С. 34–47. URL: https://www.ruthenia.ru/logos/number/ 1999_03/1999_3_04.htm (дата обращения 01.09.2024). Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с. Фещенко В. В. Язык в языке. Художественный дискурс и основания лингвоэстетики. М.: НЛО, 2022. 368 с. Andrew J. D. Concepts in Film Theory. Oxford: Oxford University Press, 1984. 256 p. Bluestone G. Novels into Film. Baltimore: John Hopkins Uni. Press, 1957. 260 p. Cahir L. Literature Into Film: Theory and Practical Approaches. Jefferson, NC, London: McFarland & Company, 2006. 315 p. Chion M. Audio-Vision. Sound on Screen / Ed. and trans. by C. Gorbman. New York: Columbia Uni. Press, 1990. 284 p. Gann K. No Such Thing as Silence: John Cage’s 4’33. New Haven; London: Yale Uni. Press, 2010. 224 p. Hutcheon L. A Theory of Adaptation. London; New York: Routledge, 2006. 304 p. Jaworski A. Introduction: An Overview // Silence. Interdisciplinary Perspectives / Ed. by A. Jaworski. Berlin; New York: de Gruyter, 1997. P. 3–14. Leitch T. Film Adaptation and Its Discontents. Baltimore: John Hopkins Uni. Press, 2007. 354 p. McFarlane B. Novel to Film: An Introduction to the Theory of Adaptation. Oxford: Clarendon Press, 1996. 288 p. Münsterberg H. The Photoplay. A Psychological Study. New York; London: D. Appleton and Company, 1916. 250 p. Rybina P. Yu. Film Adaptation as the Art of Expansion: The Visual Poetics of Marleen Gorris’ Mrs. Dalloway // English Literature. 2018. Vol. 5. P. 59–76. Sanders J. Adaptation and Appropriation. London; New York: Routledge, 2006. 255 p. Sim S. Manifesto for Silence: Confronting the Politics and Culture of Noise. Edinburgh: Edinburgh Uni. Press, 2007. 224 p. Sobkowiak W. Silence and Markedness Theory // Silence. Interdisciplinary Perspectives / Ed. by A. Jaworski. Berlin; New York: de Gruyter, 1997. P. 39–63. Stadler E. Bresson, Dostoevsky, Bakhtin: Adaptation as Intertextual Dialogue // Quarterly Review of Film and Video. 2013. Vol. 20, no. 1. P. 15–22. Stam R. Introduction: The Theory and Practice of Adaptation // Literature and Film. A Guide to the Theory and Practice of Adaptation / Ed. by R. Stam, A. Raengo. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 1–52. Wagner G. The Novel and the Cinema. Vancouver: Fairleigh Dickinson Uni. Press, 1975. 394 p. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |