Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Коммуникативная ситуация в художественном дискурсе как предмет медиа-перевода: тишина на странице и на экране

Авторы: Анна Валерьевна Швец

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Выпуск 1, 2025Страницы 182-201
УДК: 82.01/09+82.1/29DOI: 10.25205/2307-1753-2025-1-182-201

Аннотация:

Автор отталкивается от постулата Дж. Сёрля, что художественный дискурс представляет «словно бы» настоящие речевые акты и коммуникативные ситуации. Коммуникативная ситуация становится метафорическим означающим («мегаметафора»). Означаемое – комплекс из текстуальных «улик» и прихотливо-личных ассоциаций, индивидуальных фоновых знаний реципиента. В качестве конкретного кейса рассматривается киноадаптация повести Достоевского «Белые ночи» (1848) Р. Брессоном (фильм «Четыре ночи мечтателя», 1971). Автор предлагает рассматривать киноадаптацию как процесс передачи опыта чтения, а не внутренней структуры текста. В тексте анализируется тишина-молчание как коммуникативная ситуация, которая используется для моделирования рецептивного опыта режиссера.

Ключевые слова: прагматика, прагмапоэтика, киноадаптация, трансмедийный перевод, Брессон, Достоевский

Список литературы:

Венедиктова Т. Д. Литературный дискурс как теория социального // НЛО. 2019. Т. 155, № 1. С. 14–26. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/ novoe_literaturnoe_obozrenie/155_nlo_1_2019/article/20633/ (дата обращения 01.09.2024).

Сёрль Дж. Логический статус художественного дискурса // Логос. 1999. № 3. Т. 13. С. 34–47. URL: https://www.ruthenia.ru/logos/number/ 1999_03/1999_3_04.htm (дата обращения 01.09.2024).

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

Фещенко В. В. Язык в языке. Художественный дискурс и основания лингвоэстетики. М.: НЛО, 2022. 368 с.

Andrew J. D. Concepts in Film Theory. Oxford: Oxford University Press, 1984. 256 p.

Bluestone G. Novels into Film. Baltimore: John Hopkins Uni. Press, 1957. 260 p.

Cahir L. Literature Into Film: Theory and Practical Approaches. Jefferson, NC, London: McFarland & Company, 2006. 315 p.

Chion M. Audio-Vision. Sound on Screen / Ed. and trans. by C. Gorbman. New York: Columbia Uni. Press, 1990. 284 p.

Gann K. No Such Thing as Silence: John Cage’s 4’33. New Haven; London: Yale Uni. Press, 2010. 224 p.

Hutcheon L. A Theory of Adaptation. London; New York: Routledge, 2006. 304 p.

Jaworski A. Introduction: An Overview // Silence. Interdisciplinary Perspectives / Ed. by A. Jaworski. Berlin; New York: de Gruyter, 1997. P. 3–14.

Leitch T. Film Adaptation and Its Discontents. Baltimore: John Hopkins Uni. Press, 2007. 354 p.

McFarlane B. Novel to Film: An Introduction to the Theory of Adaptation. Oxford: Clarendon Press, 1996. 288 p.

Münsterberg H. The Photoplay. A Psychological Study. New York; London: D. Appleton and Company, 1916. 250 p.

Rybina P. Yu. Film Adaptation as the Art of Expansion: The Visual Poetics of Marleen Gorris’ Mrs. Dalloway // English Literature. 2018. Vol. 5. P. 59–76.

Sanders J. Adaptation and Appropriation. London; New York: Routledge, 2006. 255 p.

Sim S. Manifesto for Silence: Confronting the Politics and Culture of Noise. Edinburgh: Edinburgh Uni. Press, 2007. 224 p.

Sobkowiak W. Silence and Markedness Theory // Silence. Interdisciplinary Perspectives / Ed. by A. Jaworski. Berlin; New York: de Gruyter, 1997. P. 39–63.

Stadler E. Bresson, Dostoevsky, Bakhtin: Adaptation as Intertextual Dialogue // Quarterly Review of Film and Video. 2013. Vol. 20, no. 1. P. 15–22.

Stam R. Introduction: The Theory and Practice of Adaptation // Literature and Film. A Guide to the Theory and Practice of Adaptation / Ed. by R. Stam, A. Raengo. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 1–52.

Wagner G. The Novel and the Cinema. Vancouver: Fairleigh Dickinson Uni. Press, 1975. 394 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН