Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Наследие Н. М. Тарабукина в перспективе семиотики: знак – смысл – жизнь

Авторы: Наталия Витальевна Злыднева

Институт славяноведения Российской академии наук, Москва, Россия

Выпуск 2, 2023Страницы 53-72
УДК: 82DOI: 10.25205/2307-1753-2023-2-53-72

Аннотация:

Статья посвящена наследию Николая Михайловича Тарабукина – видного искусствоведа 1920–1930-х гг., сотрудника ГАХН, во многом опередившего свое время, однако основательно забытого в наши дни. Его труды по теории и истории изобразительного искусства отмечены поисками путей аналитической формализации и рассматриваются как предвосхищение ряда идей отечественной семиотики. Речь идет о предложенном Тарабукиным системном анализе художественного изображения как коммуникативного процесса. В статье освещены проблемы семантико-синтаксического комплекса живописной композиции, жеста как универсального языка зрительных искусств, типологии портретных форм в свете проблемы времени в искусстве и концепта жизни. Наряду с опубликованными в разные годы трудами Тарабукина к анализу его наследия привлечена и неизданная книга «Жест в искусстве» (1929). Показано, что в идеях Тарабукина можно считать проявлением глубинной семиотики, а что отдаляется от нее. Теоретические воззрения исследователя, принцип становления как основа живописного языка поставлены в контекст альтернативной художественной практики советского искусства конца 1920-х гг. – живописи экспрессионизма, что позволяет рассматривать целокупный опус ученого в составе семиосферы эпохи.

Ключевые слова: Тарабукин, живопись, семиотика, композиция, жест, портрет, концепт жизни

Список литературы:

Вздорнов Г. И., Дунаев А. Г. Николай Михайлович Тарабукин и его книга «Философия иконы» // Тарабукин Н. М. Смысл иконы / Вступ. ст. Г. И. Вздорнова и А. Г. Дунаева; публ. и подгот. текстов А. Г. Дунаева; примеч. А. Г. Дунаева и Б. Н. Дудочкина. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. С. 5–25.

Винокур Г. О. Биография и культура. М., 2007.

Гидини М. К. «Формы жизни» – поступок, портрет и жест – в теоретических размышлениях ученых ГАХН // Логос. 2010. № 2 (75) С. 52–67.

Деветьярова И. Г., Нехотин В. В. Искусствовед Николай Михайлович Тарабукин: из публикаций периода Гражданской войны (1919–1920) // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Омск, 2022. С. 36–55.

Дунаев А. Г. Аннотированный указатель трудов Н. М. Тарабукина, архивных материалов и литературы о Н. М. Тарабукине. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ГИТИС, 2023. 266 с.

Живов В. М. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // НЛО 2009. № 4 (98). URL: https://magazines.gorky.media/nlo/ 2009/4 (дата обращения 05.11.2022).

Злыднева Н. В. Жест в живописи между эмоциональным и рациональным в свете наследия Н. М. Тарабукина // Эмоциональное и рациональное в славянских литературах и искусстве / Под ред. Н. М. Куренной, Д. К. Полякова. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2022. С. 88–98.

Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам VI. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1973. С. 5–44.

Левит С. Я. Философия культуры Г. Зиммеля // Вестник культурологии 2019. № 1 (88). С. 82–108.

Лотман Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 349–375. (Серия «Мир искусств»)

Плотников Н. С. Структура как ключевое понятие герменевтического искусствознания // Философия и науки об искусстве. ГАХН в истории европейского эстетического сознания / Под ред. Н. Подземской, И. Чубарова. Издание журнала Логос. М., 2010. № 2 (75). С. 35–51.

Плотников Н. С. Структура и история. Программа философских исследований искусства в ГАХН // Искусство как язык – языки искусства. Государственная Академия Художественных Наук и эстетическая теория 1920-х годов / Под ред. Н. С. Плотникова, Н. П. Подземской при участии

Ю. Н. Якименко. М.: НЛО, 2017. Т. 1. С. 29–43.

Сироткина И. Е. Кинематология, или наука о движении. Забытый проект ГАХН // Apparatus. Film, media and digital cultures in Central and Eastern Europe. 2017. No. 5. URL: https://www.apparatusjournal.net/index.php/ apparatus/article/view/81/127 (дата обращения 19.10.2022).

Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923–1929 гг. / Под ред. и послесл. И. М. Чубарова. М.: Логос-Альтера, Ecce Homo, 2005. С. 126–127.

Тарабукин Н. М. Портрет, как форма стиля // Искусство портрета: Сб. ст. Н. И. Жинкина, А. Г. Габричевского, Б. В. Шапошникова, А. Г. Циреса, Н. М. Тарабукина / Под ред. А. Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1927. С. 159–193.

Тарабукин Н. М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи // Труды по знаковым системам VI. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1973. С. 472–781.

Тарабукин Н. М. Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1974.

Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи / Публ. А. Г. Дунаева // Вопросы искусствознания. 1993. № 1, 2; 1994. № 1.

Тарабукин Н. М. Смысл иконы / Вступ. ст. Г. И. Вздорнова, А. Г. Дунаева; публ. и подгот. текстов А. Г. Дунаева; примеч. А. Г. Дунаева, Б. Н. Дудочкина. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.

Тарабукин Н. М. От мольберта к машине. М.: Adмаргинем, 2015.

Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / Отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227–284.

Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 221–296.

Фещенко В. В. Густав Шпет и неявная традиция глубинной семиотики в России // Современная семиотика и гуманитарные науки. М.: ЯСК, 2010. С. 347–362.

Simmel G. Rembrandt. Ein kunstphilosophischer Versuch. Leipzig: Wolf, 1916.

Tarasti E. Existential semiotics. Bloomington: Indiana Uni. Press, 2000. 218 p.

Zlydneva N. La escuela semiótica Tartu-Moscú y la historia del arte ruso del siglo XX: el caso de una (no) reunión. Coordinado por Inna Merkoulova, Miguel Martín y Franciscu Sedda, con la colaboración de Pampa Arán y de Jorge Lozano (in memoriam) // deSignis, HORS SERIE 02. Septiembre 2022. Semiótica de la Cultura. De Yuri Lotman al future, pp. 59–70.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН