Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Смерть Сталина и метафора болезни государства в повести В. Гроссмана «Всё течёт…»

Авторы: Мауриция Калузио

Католический университет Святого Сердца, Милан, Италия

Выпуск 1, 2023Страницы 157-170
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1753-2023-1-157-170

Аннотация:

Предлагается несколько уточнений к истории творческой эволюции Василия Гроссмана. Автор предлагает обратить внимание на не исследованные ранее варианты повести «Всё течёт…», над которой Гроссман работал в последние годы жизни (1955–1964), опубликованной в России в 1989 г. Изучение двух сохранившихся автографов текста и сопоставление разных версий повести помогают понять, как и когда советский Гроссман стал тем Гроссманом-диссидентом, которого можно было опубликовать только посмертно. Творческая эволюция писателя рассматривается в статье прежде всего через сопоставление нескольких характерных гроссмановских приемов (метафора, повторение, нарушение табу) и тем (болезнь и смерть Сталина, болезнь государства).

Ключевые слова: Василий Гроссман, «Всё течёт», варианты

Список литературы:

Берзер А. Прощание // Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Берзер А. Прощание. М., 1990. С. 121–270.

Геллер M. Концентрационный мир и советская литература. Лондон, 1974. 352 с.

Калузио М. Василий Гроссман и первый опыт художественного исследования Гулага (О повести «Все течет…») // L’analisi linguistica e letteraria. 2017, no. 2, pp. 175–186.

Калузио М. Штрихи к портрету советского приспособленца: Николай Андреевич из повести В. Гроссмана «Все течет...» // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 66–87.

Красникова А. Взгляд – врач – враг. Частотные словари и эволюция языка и художественного мира «Всё течет…» Василия Гроссмана // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 192–217.

Эткинд Е. Советские табу // Синтаксис. 1981. № 9. С. 3–20.

Garrard J. The Original Manuscript of Forever Flowing: Grossman’s Autopsy of the New Soviet Man // The Slavic and East European Journal. 1994. No. 2. P. 271–289.

Ghini G. Judas forgiven. Vasily Grossman’s last Meditation on Guilt // Гроссмановский сборник. Наследие современного классика / Сост. М. Калузио, А. Красникова, П. Тоско. Милан, 2016. C. 363–376.

Ghini G. Еverything flows but Ivan Grigorevich stands still: Grossman, Heraclitus, and the Prodigal Son // Vasily Grossman. A Writer’s Freedom. Ed. by Anna Bonola and Giovanni Maddalena. London, Chicago, McGill-Queen’s Uni. Press, 2018, pp. 79–94.

Markish S. Le Cas Grossman. Paris, Julliard, L’Age d’Homme, 1983.

Popoff A. Vasily Grossman and the Soviet Century. New Haven, London, Yale Uni. Press, 2019.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН