Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Восточный» триолет Константина Липскерова («Азия»)

Авторы: Елена Юрьевна Куликова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 295-310
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-295-310

Аннотация: Рассматривается сонетизированный триолет Константина Липскерова «Азия» из книги стихов о Туркестане «Песок и розы» (1916). Анализируется нелинейность лирического сюжета стихотворения, «обращенные вспять ходы, радиальные черты, центробежные и центростремительные» (Ю. Н. Чумаков). Изначально заданная симметрия 14-строчного триолета Липскерова с удаленными друг от друга рефренами превращается в асимметрию: два стиха из второй части элиминированы, повторы становятся орнаментом, обрамляющим лирический сюжет. В то же время они вторгаются в основной ход повествования, вплетая в него свою линию. Проводится интермедиальная аналогия колористики триолета с туркестанскими картинами В. Верещагина.

Ключевые слова: Константин Липскеров, триолет, сонетизированный триолет, жанр, лирический сюжет, туркестанские стихи

Список литературы:

Алленова Е. Василий Верещагин. Путеводитель по выставке в Новой Третьяковке // Артгид. 16.03.2018. URL: https://artguide.com/posts/1457 (дата обращения 10.07.2022).

Бублик Е. В. Жанрово-строфическая система триолета в русской поэзии ХVІІІ–XXI веков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2017. 32 с.

Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. М.: НЛО, 2012. 624 с.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993. 272 с.

Лидин В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 3: Рассказы. 1967–1968. Люди и встречи. 716 с.

Дмитриева И. В. Роль цветовых гармоний в архитектурном декоре Центральной Азии // Наука, образование и культура. 2020. № 5 (49). С. 43–45.

Олидорт Б. Липскеров К. Песок и розы // Приазовский край. 1916. № 263. 6 окт. С. 5.

Останкович А. В., Федотов О. И., Шпак Е. В., Крупинина В. Д. «Нетвёрдость» твёрдых форм стиха как условие реализации их синергетического потенциала. Ставрополь: Альфа-Принт, 2012. 372 с.

Соболев А., Тименчик Р. Венеция в русской поэзии: Опыт антологии. 1888–1972. М.: НЛО, 2019. 1104 с.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН