Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: О дискурсообразующей роли модуса в коммуникативном процессе (на материале преобразований научного текста в учебный)

Авторы: Николай Данилович Голев, Ольга Сергеевна Григорьева

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 71-90
УДК: 81'42DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-71-90

Аннотация: Рассматриваются дискурсивные видоизменения научного текста, возникающие при его преобразовании в учебный текст. Главный предмет исследования – диктумно-модусный план взаимодействия двух видов дискурса и взаимоотношения диктума и модуса в этом плане. Основная теоретическая идея статьи заключается в выявлении и описании зависимости диктумно-модусного устройства учебного текста от коммуникативных стратегий и тактик. На этом фоне обосновывается определяющая роль модуса при трансформации научного текста в учебный: модус включается в целевые установки автора, трансформирующего научный текст в учебный, и, как следствие, определяет содержание, композицию и стилистические характеристики учебного текста.

Ключевые слова: диктум, модус, функции модуса, категории модуса, научный дискурс, учебный дискурс, роль модуса

Список литературы:

Акимова Г. Н., Вяткина С. В., Казаков В. П., Руднев Д. В. Изменения

в синтаксическом строе // Синтаксис современного русского языка: Учеб. / Под ред. С. В. Вяткиной. СПб., 2009. С. 287–322.

Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М., 1988. 341 с.

Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. 416 с.

Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста: Монография. Ростов н/Д, 1993. 182 с.

Белошапкова В. А. Синтаксис // Современный русский язык. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1989. С. 532–771.

Болгова Е. В. Лексикографирование зоонимов современного русского языка (на материале зоонимов тематической группы «Млекопитающие копытные, дикие») // Современная филология: состояние, проблемы, перспективы развития. Петрозаводск: Новая Наука, 2020. С. 54–76.

Голев Н. Д., Григорьева О. С. Взаимодействие научного и учебного дискурсов в аспекте коммуникативных стратегий и тактик // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 64–87.

Киселева С. В. К вопросу о синонимии / НИУ ВШЭ филиал Санкт-Петербурга. 2013. URL: www.hse.ru.pdf (дата обращения 10.09.2021).

Колмогорова А. В., Чистова Е. В., Мартынюк К. В., Уканакова Н. В., Радевич В. В., Варламова О. Н., Мжельских М. К. Ризоморфный клубок: когниция vs коммуникация / СФУ, Ин-т филологии и языковой коммуникации. Красноярск, 2017. 251 с.

Колосова Т. А. О диктуме и модусе в сложном предложении // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1979. № 2. С. 47–53.

Копытов О. Н. Взаимодействие квалификативных модусных смыслов

в тексте (авторизация и персуазивность): Дис. … канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 184 с.

Копытов О. Н. Модус на пространстве текста: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГИИК, 2012. 299 с.

Кремер И. Ю. Ментальный модус как интерпретационный компонент текста в сфере научной коммуникации // Вестник Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2015. № 4 (49). С. 86–99.

Лузина Л. Г. Контрастивная лексическая семантика. Contrastive lexical semantics / Ed. by E. Wiegand. Amsterdam: Benjamins, 1998. IX, 270 p. (Currenttrendsinling, theory. Ser. 4; vol. 171) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2000. № 1. С. 107–114.

Нагорный И. А. К вопросу о статусе модально-персуазивной квалификации // Русский литературный язык: номинация, предикация, экспрессия: Межвуз. сб. науч. тр., посвящ. 70-летию профессора П. А. Леканта. М.: МАНПО, 2002. С. 194–197.

Петрова Е. А. Интерпретация модусной нагрузки субстантивно-номинативных пропозем с опорой на значение коннекторов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63), ч. 2. C. 133–135.

Рябцева Н. К. Ментальный модус: от лексики к грамматике // Логический анализ языка. Ментальные действия / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука, 1993. С. 51–57.

Солганик Г. Я. К проблеме модальности текста // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. Виноградовские чтения XII–XIII. М.: Наука, 1984. С. 174–186.

Сыроватская Н. С. Авторизация: проблемы определения и описания на уровне предложения и текста // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 12 (89): Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право). С. 250–256.

Тураева З. Я. Лингвистика текста: категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 105–114.

Шмелева Т. В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Медийное речеведение: Сб. ст. // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: Труды и материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. 30 сентября – 2 октября 2010 г.: В 2 ч. / Под ред. О. В. Трофимовой. Тюмень: Мандр и К°, 2010. Ч. 2. С. 207–215.

Шмелева Т. В. Текст сквозь призму метафоры тканья // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. С. 68–74.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН