Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Мультимодальная коммуникация в фокусе исследовательской рефлексии: проблемно-ориентированный подход

Авторы: Анна Викторовна Белоедова, Евгений Александрович Кожемякин

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 54-70
УДК: 81-119 + 003DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-54-70

Аннотация: Представлен обзор проблемно-ориентированного подхода к анализу мультимодальной коммуникации, разработанного Джоном Бейтманом, Яниной Вильдфойер и Туомо Хиппала. Авторы обосновывают продуктивность этого подхода к анализу современной информационно-коммуникационной системы в связи с появлением новых устойчивых автономных медиа – смартфонов, компьютерных игр, 3D-кинематографа, технологий дополненной и виртуальной реальности. К базовым концептам, ассоциируемым с мультимодальностью, авторы относят модус, коммуникативную ситуацию, эргодический текст с его свойствами мутабельности и темпоральности. Важнейшими характеристиками коммуникативной ситуации, которая выступает единицей мультимодального анализа, являются источник информации, реципиент, обстоятельства коммуникации и ее длительность. В свою очередь, коммуникативные ситуации, взаимодействуя друг с другом, порождают линейные, микроэргодические, немутабельные эргодические и мутабельные эргодические типы в зависимости от того, какой способ восприятия информации реципиентом превалирует. Наиболее репрезентативные результаты при изучении мультимодальных объектов, «зыбких» и непредсказуемых, дает сочетание квалитативных и квантитативных методов, применение корпусных методов, видеоокулографических техник и вычислительных методов.

Ключевые слова: мультимодальность, мультимодальные исследования, проблемно-ориентиро- ванный подход, базовые принципы мультимодальности, коммуникативная ситуация, методы мультимодальных исследований

Список литературы:

Дёгтева И. С. Дж. Бейтман, Дж. Уилдфер, Т. Хиппала. Мультимодальность. Базовые принципы, способы исследования и методы анализа. Проблемно-ориентированное введение. (Реферат) // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр перспективных методологий соц. и гуманит. исслед.; ред.: М. В. Ильин (гл. ред.) и др. М., 2019. Вып. 9: Методологические аспекты трансдисциплинарного трансфера знаний / Ред.-сост. вып. М. В. Ильин. С. 92–97.

Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования. 2010. Т. 4. С. 134–152.

Bateman J., Wildfeuer J., Hiippala T. Multimodality. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2017.

Bateman J., Wildfeuer J., Hiippala T. Book Review: A question of definitions: foundations for multimodality: A response to Charles Forceville’s review // Visual Communication. 2020. No. 19 (2). P. 317–320.

Featherman C. Book review: John Bateman, Janina Wildfeuer and Tuomo Hiippala. Multimodality: Foundations, Research and Analysis: A Problem-Oriented Introduction // Discourse Studies. 2018. No. 20 (3). P. 443–445.

Forceville C. Book Review: Multimodality: Foundations, Research and Analysis – A Problem-Oriented Introduction // Visual Communication. 2020. No. 19 (1). P. 157–160.

Hockings P. (ed.). Principles of visual anthropology. Berlin: Walter de Gruyter, 2003.

Kress G. R., Leeuwen T. van. Multimodal discourse: the modes and media of contemporary communication. London: Arnold, 2001.

Matsumoto D., Frank M. G., Hwang H. S. (eds.). Nonverbal communication: Science and applications. London: Sage Publ., 2012.

Moriarty S. Visual semiotics theory // Handbook of visual communication: Theory, methods, and media. 2005. No. 8. P. 227–241.

Nöth W. Visual semiotics: Key features and an application to picture ads // The Sage handbook of visual research methods. 2011. P. 298–316.

Poyatos F. (ed.). Advances in nonverbal communication: sociocultural, clinical, esthetic and literary perspectives. London: John Benjamins Publ., 1992.

Zagar I. Against Visual Argumentation: Multimodality as Composite Meaning and Composite Utterances // Mohammed D., Lewinski M. (eds.). Argumentation and Reasoned Action. College Publications, 2016. P. 829–852.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН