Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Прецедентные феномены в британских кинокомедиях: воспроизводимость и лингвокреативный потенциал

Авторы: Сюзанна Самвеловна Кулиджанян

Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия

Выпуск 2, 2021Страницы 123-140
УДК: 81’22 DOI: 10.25205/2307-1737-2021-2-123-140

Аннотация: Исследование направлено на изучение лингвокреативной специфики функционирования прецедентных феноменов в британских комедийных фильмах. Проанализированы особенности воспроизводимости прецедентных феноменов и их роль в реализации эстетической категории комического, обусловленной их лингвокреативными возможностями. Предложен алгоритм изучения данных языковых единиц, проводимого с опорой на метод дискурсивно-параметрического анализа и реконструкцию сфер-источников прецедентных феноменов, учет которых позволил разработать их типологию. Обоснована необходимость изучения прецедентного феномена как отдельного параметра лингвокреативности. Согласно полученным результатам, модификации прецедентных феноменов можно рассматривать как показатель их лингвокреативного употребления, направленного на достижение комического эффекта.

Ключевые слова: прецедентный феномен, воспроизводимость, британская кинокомедия, кинодискурс, лингвокреативность

Список литературы:

Высоцкая И. В. Стилистика рекламного текста: прецедентность и интердискурсивность: Учеб. пособие. Новосибирск, 2014. 61 с.

Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междунар. науч. семинара. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19.

Зыкова И. В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурно-языковых знаков: Дис. … д-ра филол. наук. М., 2014. 510 с.

Зыкова И. В. Методологические векторы изучения лингвистической креативности в кинодискурсе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2020. Вып. 29. С. 23–36.

Зыкова И. В., Киосе М. И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs дискурс детской литературы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. C. 26–40.

Игнатов К. Ю. От текста романа к кинотексту: проблема сохранения авторского стиля // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2. С. 57–74.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 1987. 264 с.

Киосе М. И. Параметры и техники «настройки» лингвистической креативности в детском художественном тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 4. С. 66–76.

Косарев М. И. Прецедентные феномены со сферой-источником «Кино» в политической коммуникации Германии и США: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 239 с.

Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 003. 375 с.

Кремнева А. В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: когнитивно-семиотический аспект (на материале английского языка): Дис. … д-ра филол. наук. Барнаул, 2019. 418 с.

Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. Г. К. Косикова, Б. П. Нарумова. М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.

Купина Н. А. Креативная стилистика: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2013. 184 с.

Моисеев М. В. Фразеологизация прецедентных феноменов в английском языке // Вестник Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 262–268.

Москвин В. П. Интертекстуальность: категориальный аппарат и типология // Изв. ВГПУ. Проблемы интертекстуальности. 2013. С. 54–61.

Петрова Н. В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования (на материале англо-американских коротких рассказов): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2005. 31 с.

Соколова О. В. Дискурс-«логофаг»: границы лингвокреативности и стереотипности в рекламном дискурсе // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 114–142. DOI 10.25205/2307-1737-2020-1-114-142

Степанов Ю. C. В мире семиотики // Семиотика: Антология. Москва; Екатеринбург, 2001. С. 36–37.

Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 990 с.

Фещенко В. В. От лингвоэстетики к лингвоэвристике: словотворчество в художественном и научном дискурсах // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 92–113. DOI 10.25205/2307-1737-2020-1-92-113

Carter R. Language and creativity: The art of common talk. London: Routledge, 2004. 255 p.

Kristeva J. La revolution du langage poetique: L'avant-Garde a la fin du XIXE Siecle, Lautreamont et Mallarmй. SEUIL, 1974, 640 p.

Langlotz A. Idiomatic creativity: A cognitive-linguistic model of idiom-representation and idiom-variation in English. Amsterdam; Philadelphia: John

Benjamins Publishing Company, 2006. 319 p.

Moreno R. Creativity and convention: The pragmatics of everyday figurative speech. Amsterdam: John Benjamins, 2007. 249 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН