Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Йоринда и Йорингель» Бодо Фюрнайзена: тип героя и испытания в сказочном кинонарративе

Авторы: А. В. Марков, О. В. Федунина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 439-458
УДК: 82.0 + 791.43.01 + 7.01 + 168.522DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-439-458

Аннотация: Анализируются возможности и ограничения, связанные с экранным бытованием сюжета волшебной сказки. На примере одной из экранизаций доказывается, что кроме обычной мелодраматизации сказочного сюжета трансформации происходят также на уровне системы героев и системы мотиваций, что меняет композицию эпизодов и создает игру с жанровыми зрительскими ожиданиями. Линейный нарратив романного типа дополняется рядом сюжетных и композиционных приемов, демонстрирующих экзистенциальное самоопределение героя и делающих сюжет вариативным и потенциально интерактивным. Реконструируется история переработок волшебной сказки, ключевых для такого поворота, от романтической литературной сказки через культуру зрелищ до жанрового кино. Доказывается недостаточность психоаналитического подхода к материалу и необходимость аппарата критики, учитывающей функционирование культурных ассоциаций и контекстов.

Ключевые слова: Фюрнайзен, братья Гримм, Андерсен, литературная сказка, волшебная сказка, эффект реальности, волшебный предмет, экранный медиум

Список литературы:

Андерсен Г. Х. Улитка и розовый куст: сказки и истории. СПб.: Азбука, 2000. 432 с.

Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Языки славянской культуры, 2012. Т. 3.

Бугаева Л. Д. Кинотекст: прояснение значения // Мир русского слова. 2011. No 4. С. 67–74.

Бугаева Л. Д. О кинонарративе // Международный журнал исследований культуры. 2012. No 2. С. 6–10.

Галай К. Н. Типология сходства и различия философской сказки Новалиса и народных немецких сказок // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. No 1. С. 27–33.

Гримм Я., Гримм В. К. Сказки / Пер. с нем. Г. Петникова. Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1983. 543 с.

Жижек С. Хичкок, или Форма и ее историческое опосредование // То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока: Пер. с англ. и словен. / Ред. С. Жижек, М.: Логос, 2004. С. 9–24.

Ильченко Н. М. Цветочная и растительная символика в творчестве немецких и русских романтиков // Вестник НГЛУ. 2018. Вып. 18: Художественный текст на пересечении культур. С. 92–103.

Колотаев В. А. Искусство кино в системе построения стадиальной модели идентичности // Вестник ВГИК. 2010. No 5. С. 6–29.

Колотаев В. А. Репродуктивная модель идентичности в советском кино 1960-х гг. // Артикульт. 2011. No 3. С. 30–48.

Колотаев В. А., Марков А. В. Проблематизация феномена киноидентичности в междисциплинарных киноисследованиях // Артикульт. 2019. No 4. С. 82–93.

Котелевская В. В. Риторический проект второй половины ХХ – начала ХХI в. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, No 2. С. 26–40.

Магомедова Д. М. Вагнеровский слой в «Повести о Светомире царевиче» Вячеслава Иванова // Иванов Вяч. Повесть о Светомире Царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. М.: Ладомир; Наука, 2015. С. 233–254.

Марков А. В. Эстетика возвышенного и категории литературоведения // Новое литературное обозрение. 2010. No 2 (102). С. 316–323.

Марков А. В., Файбышенко В. Ю. Небо и событие: «Тайная вечеря» Осипа Мандельштама // Артикульт. 2016. No 4. С. 19–23.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд., репринт. М.: Вост. лит.; Языки русской культуры, 1995. 408 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

Николаева Е. В. Фрактальные кинонарративы: множественное число сослагательной реальности // Наука телевидения. 2014. No 11. С. 165–178.

Новалис. Генрих фон Офтердинген / Изд. подгот. В. Б. Микушевич. М.: Ладомир; Наука, 2003. 280 с. (Литературные памятники)

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / Ред., коммент., указатель И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2003. 144 с.

Силантьев И. В. Сюжет и смысл. М.: Языки славянской культуры, 2018. 144 с.

Тамарченко Н. Д. Авантюрная литература // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2008. С. 8–9.

Федунина О. В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в контексте традиции). М.: Intrada, 2013. 196 с.

Фрейденберг О. М. О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках (из служебного дневника) / Публ. и коммент. Н. В. Брагинской // Одиссей: человек в истории: представления о власти. М.: Наука, 1995. С. 272–297.

Штейн С. Ю. Онтология кино и деонтологизация кинематографического материала // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. No 1. С. 130–138.

Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Леф. 1923. No 3. С. 70–75.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН