Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Семантика образа орла в современном кинотексте (на материале драмы Э. Новикова «Тойон кыыл»)

Авторы: Ф. С. Андросова

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 423-438
УДК: 81.42, 811.512.157DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-423-438

Аннотация:

Статья посвящена изучению семантики образа орла в драме якутского режиссера Эдуарда Новикова «Тойон кыыл» (Царь-Птица). В исследовании применяется лингвокультурологический анализ, структурно-семиотический и интерпретационный методы анализа. Орел является одним из самых древних символов народов мира. Якуты называли орла ‘тойон кыыл’ (господин птиц) или ‘тойон буулуур’ (господин, насылающий беду). Традиционные воззрения якутов на хищных птиц имеют определенную двойственность: их почитали и боялись.

В современном контексте образ орла воплощает саму природу, отношение орла и персонажей – отношения людей с природой. В нашем мире наблюдается бездумная агрессия человека по отношению к природе, когда люди пытаются внести свои коррективы. Человечество, как несмышленый мальчик Микииппэр, напугавший в детстве орла, уничтожает мир природы. Но возмездие за это ждет его в будущем.

Делается вывод об основных символах кинокартины, которые связаны с образом орла: солнце, дерево, яйцо. Солнце (маркер верхнего мира) связано с небесной карой, божьим оком. В яйце, плавающем в мировом океане, согласно мифам народов мира, была заключена вселенная. В анализируемой кинокартине яйца символизируют детей, потомство, а следовательно, будущее. Особая роль в кинофильме отводится ‘тэӊкэ тиит’ старой лиственнице, которая являет собой образ мирового древа, а орел на ее макушке выступает маркером верхнего мира.

Ключевые слова: семиотика, семантика, кинотекст, образ орла, архетипы

Список литературы:

Березкин Ю. Е. Об универсалиях в мифологии // Теория и методика архаики: Материалы теоретического семинара. СПб., 2003. Вып. 3. С. 24–36.

Бравина Р. И. Шаманы – избранники небес и духов. Якутск: Бичик, 2018. 160 с.

Габышев Е. С. Культ солнца в мифологии якутов: проблема древних этнокультурных параллелей: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. 22 с.

Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов). М.: РГГУ, 2003. 192 с.

Данилова Н. К. Якутское традиционное жилище: пространственные и ритуальные измерения: Автореф. дис. .... канд. ист. наук. Томск, 2010. 25 с.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 389–406.

Ионов В. М. Орел по воззрениям якутов. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1913. 29 с.

Милевская Т. В., Брыксин А. И. Кинотекст как особая разновидность художественного текста: к постановке проблемы // Таврический научный обозреватель. 2015. No 5. С. 53–55.

Нам Е. В. К вопросу о полисемантичности образа дерева в системе мировоззрения сибирского шаманизма // Вестник Том. гос. ун-та. 2016. No 402. С. 88–98.

Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским при ближайшем участии прот. Д. Д. Попова и В. М. Ионова: Та – Туор. СПб.: изд-во Российской Академии наук, 1927. 174 с.

Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1, вып. 1–4. 710 с.

Петрова С. И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Якутск: Бичик, 1999. 80 с.

Петрова С. И., Заболоцкая З. М. Народный костюм якутов. Историко- этнографическое и искусствоведческое исследование. Новосибирск: Наука, 2013. 207 с.

Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.: Рос. полит. энциклопедия, 1993. 736 с.

Слепцов Е. П. Якутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал: Дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2009. 208 с.

Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей, 2004. 153 с.

Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 398–406.

Трофимова И. В. Мифология в современном кино: визуальное искусство в курсе «культурология» // Зап. Горного института. СПб., 2005. Т. 163. С. 249–251.

ЯНП – Якутские народные песни: В 4 ч. / Сост. Г. У. Эргис и др.

Якутск: Якут. кн. изд-во, 1976. Ч. 1: Песни о природе. 232 с.

Chevalier J., Gheerbrant A. Dictionnaire des symboles. Mythes, rêves, coutumes, gestes, forms figures, couleurs, nombres / Éditions Robert Laffont S.A. et Éditions Jupiter. Paris, 1982. 1060 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН