Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Нарративная дистанция в киносценарии: «Потомок Чингисхана» В. И. Пудовкина

Авторы: С. А. Огудов

Госфильмофонд России, Домодедово, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 383-402
УДК: 77DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-383-402

Аннотация: Статья посвящена нарратологическому анализу киносценария. Дистанция между повествователем и миром истории изучена в связи с представлением о киносценарии не как об автономном литературном произведении, а как о совокупности текстов, соответствующих этапам подготовки к съёмкам (в нашем случае это либретто, литературный сценарий и режиссёрский сценарий). Сопоставление литературного и режиссёрского сценариев к фильму «Потомок Чингисхана», написанных соответственно О. М. Бриком и В. И. Пудовкиным, позволяет исследовать изменение нарративной дистанции, определившее особенности показа событий. При переходе от литературного сценария к режиссёрскому нарративная дистанция сокращается, что обусловлено представлением режиссёра о фильме и производственным контекстом съёмок.

Ключевые слова: нарратив, дистанция, литературный сценарий, режиссёрский сценарий, советское кино

Список литературы:

Брик О. М. Из теории и практики сценариста // Как мы работаем над киносценарием? М.: Кинофотоиздат, 1936. С. 41–53.

Гуревич С. Д. Советские писатели в кинематографе (20–30-е годы). Л.: ЛГИТМиК, 1975. 145 с.

Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 60–282.

Муравьева Л. Е. Mise en Abyme: нарративная дистанция // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2013. No 4 (2). С. 362–365.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 2017.

Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. Chicago, London: University of Chicago Press, 1983. 552 p.

Igelström A. Narration in Screenplay Text: A Thesis Submitted to the College of Arts and Humanities in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. Bangor University. School of English, 2014.

Phelan J. Distance // Routledge Encyclopedia of Narrative Theory. Ed. by D. Herman, M. Jahn and M.-L. Ryan. London and New York: Routledge, 2005. P. 119.

Stanzel F. K. Teller-Characters and Reflector-Characters in Narrative Theo- ry // Poetics Today. 1981. Vol. 2, No 2. P. 5–15.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН