Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Новые медиа в лингвостилистическом освещении

Авторы: О. В. Орлова

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2020Страницы 413-426
УДК: 81.42DOI: 10.25205/2307-1737-2020-2-413-426

Аннотация: Представлено теоретическое обоснование методологического кризиса современной лингвостилистики относительно языка новых медиа. Выявляются ключевые факторы и противоречия, объясняющие экспланаторную редукцию теорий языковой и стилистической нормы как единого эталонного образца для отбора и организации языковых средств и литературного языка как высшей формы языкового существования. Переход от общенациональной вертикальной конвенциональности в речеи нормотворчестве на конвенциональность горизонтальную, конвенциональность интернет-сообществ, стимулируется освобождением авторства (возможностью и реальностью приобщения к свободной публичной текстовой деятельности неограниченного круга языковых личностей) в новых медиа, а также сменой конструктивного принципа социальной коммуникации в интернет-медиасфере в целом с иерархического на сетевой, гетерархический. В качестве одного из актуальных для стилистики предлагается определение новых медиа как любых информационно-коммуникативных ресурсов сети Интернет, обладающих качествами публичного распространения и свободного приобщения пользователей в форме рецептивной и продуктивной текстовой деятельности.

Ключевые слова: новые медиа, стилистика, освобождение авторства

Список литературы:

Ахренова Н. А. Интернет-лингвистика: новая парадигма в описании языка Интернета // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Лингвистика. 2016. No 3. С. 8–14.

Балмаева С. Д. Новые матрицы для понимания российских новых медиа // Вестник Гуманитарного университета. 2013. No 1. С. 159–161.

Болотнова Н. С. Публичная языковая личность и медиасреда: проблема речевого воздействия // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2015. Вып. 9 (162). С. 42–48.

Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5–6. С. 37–39.

Вартанова Е. Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, No 1. С. 165–176.

Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. 2007. No 5. 223–237.

Горошко Е. И. Мультимодальное компьютерное общение как еще один шаг в развитии лингвистики новых медий // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2015. С. 21–30.

Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. No 12. С. 105–123.

Горошко Е. И., Павлова Л. В. Лингвистика новых медий как один из вызовов лингвистической традиции прошлого // Вопросы психолингвистики. 2015. No 24. С. 43–54.

Загидуллина М. В. Панмедиатизация как основа ментально-языковых трансформаций // Ментально-языковые трансформации русской лингвокультурной личности: поиск идентичности в медиатизированном обществе. Челябинск, 2018. С. 41–79.

Зверева В. Сетевые разговоры: культурные коммуникации в Рунете. Bergen, 2012. 279 с.

Клушина Н. И. Медиастилистика // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. No 2 (3). С. 69–77.

Клушина Н. И. Интернет-стилистика в России. Постановка проблемы // русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. Спб., 2015. Т. 13. С. 31–34.

Клушина Н. И. Языковая норма и ее роль в организации общественного сознания // Изв. Южного федерального ун-та. Филологические науки. 2017. No 4. С. 46–55.

Клушина Н. И. Национальный стиль и медийный вариант языка // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2018. No 4 (193). С. 26–31.

Клушина Н. И. Медиастилистика и эмотивная лингвистика // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2019. No 1 (134). С. 158–161.

Клягин С. В. О моделях нестабильных онтологий в изучении цифрового кочевничества // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: Сб. материалов III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конференции. Томск, 2017. С. 150–157.

Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 287 с.

Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. 2006. Вып. 20. С. 205–215.

Мирошниченко А. А. Оцифрованное слово, взрывное авторство и другие дары Интернета // Человек. 2011. No 5. С. 130–142.

Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 6 (69). С. 79–84.

Орлова О. В. Лаовайский сетевой жаргон: китайский язык и культура в рецепции русскоязычных экспатов (введение в тему) // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2018. Вып. 2 (191). С. 103–108.

Орлова О. В. Лингвистика новых медиа: в поисках языка описания // Настоящее и будущее стилистики: Сб. ст. Междунар. науч. конф. (13–14 мая 2019 г.) / Науч. ред. Е. Л. Вартанова; отв. ред. Н. И. Клушина, С. Ф. Барышева. М.: Флинта, 2019. С. 570–577.

Орлова О. В., Кабанков А. И. Динамика прецедентного мира творческой личности в дискурсе новых медиа: постановка проблемы // Сибирский филологический журнал. 2015. No 4. C. 182–187.

Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. No1. С. 182–188.

Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Ом. ун-та. 2015. No 1 (75). С. 222–225.

Сарно А. Я. Анализ контента в исследованиях новых медиа // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. No 3 (23). С. 88–98.

Соколова Н. Л. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Самара, 2010. 38 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН