Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Эмоции в обрядовых песнях медвежьего праздника казымских хантов

Авторы: А. А. Гриневич

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 2, 2020Страницы 220-236
УДК: 398DOI: 10.25205/2307-1737-2020-2-220-236

Аннотация: Описывается эмоциональный код обрядовых песен медвежьего праздника. Архаичным произведениям психологизм и эмоциональность не свойственны. Однако если эмоции присутствуют в текстах, их описание очень точно и физиологично. Эмоциональный код пересекается с телесным кодом. Описание эмоций зависит от жанра. Наибольшее число эмотивов и описательных выражений эмоций нами зафиксировано в песнях, исполняющихся от лица медведя кайөәӈ ар. В песнях этого жанра «Зиму проспавший зверь» и «Песня спуска вниз» эмоции играют сюжетообразующую роль. В них отражен мотивационный аспект в функционировании эмоций. Самыми частотными являются эмоции страха и гнева. Их описания в текстах наиболее многообразны и частотны.

Ключевые слова: медвежьи песни, казымские ханты, эмоции

Список литературы:

Аванесова Н. В. Эмоциональность и экспрессивность – категории коммуникативной лингвистики // Вестник Югор. гос. ун-та. 2010. Вып. 2 (17). С. 5–9.

Аристотель. Метафизика. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ metaphiz.txt_with-big-pictures.html.

Багдасарова Н. А. Эмоциональный опыт в контексте разных культур // Человек. 2005. No 4. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/13b/13b7b6b2f14 ecd 2e01fc9d3a56b7bbf3.pdf.

Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. 620 с.

Владимирова T. Е. Сакральный код евразийских мифов о тотеме-первопредке // Сибирский филологический журнал. 2017. No 3. С. 5–18.

Волдина T. В. Комплекс представлений обских угров о душе в контексте реинкарнации // Вестник угроведения. 2016. No 1 (24). С. 83–95.

Деметрий Фалерский. Античные риторики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. URL: http://simposium.ru/ru/node/649.

Изард К. Э. Психология эмоций. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.

Казакевич О. А. Между гневом и страхом (человек и его эмоции в фольклоре северных селькупов) // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / РАН. Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. 422 с.

Кемпински А. Страх // Психология экстремальных ситуаций. 2018. URL: https://bookap.info/praktik/psihologiya_ekstremalnyh_situatsiy/gl49.shtm. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов): Эксп. изд. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 1383 с.

Мифы, сказки, предания манси (вогулов) / Сост. Е. И. Ромбандеева. Новосибирск: Наука, 2005. 475 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).

Молданова . А. Духовная женская сфера в культуре казымских хантов. URL: http://kazym.ethnic-tour.ru/kazym/kazym/publ/spiritual_woman.html.

Николаева Н. Н. Способы выражения эмоций в героическом эпосе тюрко-монгольских народов Сибири (бурят и хакасов) // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Абакан, 2018. С. 227–229.

Ортега-и-Гассет Х. Нищета и блеск перевода // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Поздеев В. А. Психические состояния и эмоции, выраженные в фольклорных текстах, как проблема психофольклористики // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. Т. 4, No 4. С. 234– 242.

Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: Формат, 2014. 386 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / Пер. с англ. В. Светлова. М.: Академический Проект, 2007. URL: https:// www.psychol-ok.ru/lib/horney/nvk/nvk_03.html.

Хроленко А. . Введение в лингвофольклористику. М.: Флинта, Наука, 2010. 152 с.

Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Труды Института этнографии: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 51. С. 114–156.

Ядринцев Н. О. О культе медведя (преимущественно у северных инородцев) // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, No 1. С. 101–115. URL: http://antropo-logica.com/pdf/jadrintsev.pdf.

Hamlin J. K., Wynn K., Bloom P. Three month olds show a negativity bias in their social evaluations // Developmental Science. 2010. Vol. 13:6. P. 923–929. DOI 10.1111/j.1467-7687.2010.00951.x

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН