Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: С иконой и ножом: о семиоэстетических причинах вандализма А. Балашова

Авторы: В. В. Мароши

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2020Страницы 279-291
УДК: 75.03; 7.046.3DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-279-291

Аннотация: Рассматривается семиотика вандализма А. Балашова, который привел к порче картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 14 ноября 1581 года». Его эстетическая реакция как бы сфокусировала в себе реакцию первых зрителей картины и стала ответом на ее провокативность. Основой нашего подхода является признание значимости старообрядческой идентичности Балашова и его статуса иконописца / живописца. Намекая на события 1881 г., Репин существенно демонизировал облик Грозного и стигматизировал сына в духе «imitation Christi». Поэтому картина Репина была воспринята Балашовым как «антиикона» по контрасту с иконными образами живописи В. Сурикова.

Ключевые слова: Репин, Балашов, Иван Грозный, вандализм, картина, натурализм, икона

Список литературы:

Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. 384 с.

Волошин М. А. Собр. соч.: В 12 т. М.: Эллис Лак, 2005. Т. 3: Лики творчества, кн. 1: О Репине; Суриков. 608 с.

Грабарь И. Э. Репин: Монография: В 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1. 331 с.

Иван Николаевич Крамской: его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837–1887. СПб.: Изд. А. Суворина, 1888. 750 с.

Из «Повести о боярыне Морозовой» // Алексей Михайлович Романов: pro et contra: Антология / Сост., коммент., вступ. ст. В. Г. Вовиной-Лебедевой. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 54–72.

Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Книга, 1989. Кн. 3, т. 9–12. 732 с. Репринт. изд.

Михеев В. И. И. Е. Репин // Артист. 1893. Кн. 4, No 29. С. 95–132.

Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее: Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1966. 206 с.

Мутья Н. Н. Аллюзивный аспект в исторической живописи И. Е. Репина. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» // Творчество Ильи Репина и проблемы современного реализма. К 170-летию со дня рождения: Материалы Междунар. науч. конф. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 71–84.

Порча репинской картины // Новое время. 1913. 30 (17) янв. С. 2.

Репин И. Далекое близкое. М.: Искусство, 1953. 520 с.

Рогоза А. «Третьяковский вандал» 10 лет назад кодировался от пьянки, а до этого привлекался за драку // Комсомольская правда. 29.05.2018. URL: https://www.nsk.kp.ru/daily/2лены (дата обращения 26.02.2020).

Фомин С. В. Правда о первом русском царе: кто и почему искажает образ государя Иоанна Васильевича (Грозного). М.: Русский издательский центр, 2010. 498 с.

Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII– XIX вв. М.: Наука, 1967. 342 с.

Perrie M. The Popular Image of Ivan the Terrible // Slavonic & East European Review. 1978. Vol. 56, no. 2. P. 275–286.

Perrie M. The Image Ivan the Terrible in Russian Folklore. Cambridge; London: Cambridge University Press, 1987. 269 p.

Perrie M. The Cult of Ivan the Terrible in Stalin’s Russia. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2001. 255 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН